30.09.2009 23:28
    Поделиться

    Отдаленные донские хутора не умирают только благодаря энтузиастам

    Супруги Загородние уже много лет - единственные жители хутора Мало-Комаровка, на территории которого раскинулось их личное подсобное хозяйство - самое крупное в Федоровском сельском поселении.

    В хуторе Мало-Комаровка кроме электричества нет иных благ цивилизации. Даже за хлебом приходится добираться за 12 километров в соседнее село. Двадцать лет назад здесь жили 25 семей. Когда колхозная ферма развалилась, хуторяне перебрались в более благоустроенные места. Самыми стойкими оказались бабушка Таня и супружеская чета Загородних. Когда пожилая соседка умерла, супруги стали единственными жителями Мало-Комаровки. Они самые крепкие животноводы в поселении. В их хозяйстве - 50 голов крупного рогатого скота, две сотни гусей, куры. По словам 62-летнего главы семейства Николая Загороднего, никакой экономический кризис им не страшен.

    В донской хутор он с женой переехал двадцать лет назад из Украины, где работал на фабрике. До этого каждое лето приезжал на Дон - подзаработать на заготовке соломы.

    - Я душой почувствовал, что смогу здесь устроиться, - рассказывает Николай. - Новую жизнь начал с нуля. Приехал практически на пустое место. Была вот эта хатка, на тот момент заброшенная, которую я купил за двести рублей. Поначалу не имел ни скота, ни техники. Зимой за хлебом в Федоровскую на лыжах добирался. Когда семья жила на Украине, пешком носил ей через границу (она совсем рядом) продукты в 32-градусный мороз.

    Но трудности Николая не пугали, ведь у него была цель - развить свое хозяйство, пойти по стопам предков, зажиточных сибирских крестьян. Потом в Мало-Комаровку переехала и супруга с детьми.

    Позже подросшие сыновья Андрей и Евгений пытались обосноваться в городе, но оказалось, в родном хуторе надежнее. Их родители переживают, надолго ли? Ведь работа в хозяйстве тяжелая, а главное, нет уверенности в завтрашнем дне.

    - Я бы остался. Но все упирается в земельный вопрос: собственной земли у нас нет, и той, что арендуем, не хватает, - говорит старший сын Загороднего Андрей. - Поэтому не заготовишь корм для скота, ежегодно приходится тратить на его закупку немалые деньги. Как тогда развивать хозяйство дальше?

    - Четыре гектара земли под сенокос арендуем у сельского поселения, - добавляет его мать Галина Алексеевна. - А свободных земель здесь 14 гектаров. У них даже хозяина нет, администрация эту землю еще никак не оформила. Мы готовы взять десять гектаров.

    Еще одна стратегическая проблема для Загородних - трудность сбыта своей продукции.

    - Каждый день торговать невозможно, работать надо, а администрация местного рынка на пару дней в неделю пускать за прилавок не хочет, ей выгоднее отдать место посреднику, который заплатит за месяц вперед. Вообще торговать на рынке - себе дороже: тому заплати, другому, за одной справкой будешь неделями бегать, - сетует Николай Николаевич.

    Поэтому сметана и молоко из образцового личного подворья развозятся по домам - от знакомого к знакомому.

    Говядину Загородние продают "живым весом" по 67 рублей за килограмм при себестоимости 48 рублей. Перекупщики же сбывают мясо минимум в два раза дороже.

    - Потому заниматься животноводством решаются немногие. Труд каторжный - в четыре подъем, весь день на ногах, а дивиденды небольшие, - говорит хозяин самого успешного хозяйства в округе.

    - Кредиты не беру - знаю счет деньгам, - продолжает он. - И смотрю далеко вперед. На каждый год я составляю бюджет. Просчитываю, что получу в следующем году. Закладываю все расходы, в том числе на заработную плату. В этом году у меня и у супруги она две тысячи рублей, у сыновей - по пять тысяч, питание и бытовые расходы - за счет хозяйства. По окончании года выплачиваю бонусы.

    По каждому месяцу глава семейства может дать отчет не хуже профессионального финансиста.

    В его нынешнем бюджете заложены расходы на прокладку дороги от хутора до центрального села. С этой целью Загородние даже приобрели бульдозер. Они уже давно привыкли надеяться только на себя. Когда в Мало-Комаровке украли трансформатор, не дожидаясь помощи от властей, Загородние и эту проблему решили самостоятельно. Местные руководители ставят семью в пример другим селянам, но вот повторить их уникальный опыт за долгие годы так никто и не смог.

    Прямая речь

    Анна Леонтьева, глава Федоровского сельского поселения:

    Нашу отдаленную территорию называют воротами России. А мы живем как на задворках. 16 из 18 населенных пунктов не газифицированы, вообще нет асфальтированных дорог, и не везде есть водопровод. И при этом люди не хотят отсюда уезжать, они самодостаточны - не жалуются, не просят помощи, привыкли трудиться и этим обеспечивать себе заработок. За счет хуторов вся Россия живет, их сохранение - государственное дело. Поэтому должна быть разработана специальная государственная программа по их поддержке.

    Поделиться