30.09.2009 23:25
    Поделиться

    Министр образования Татарстана начал вести уроки в школе

    Накануне профессионального праздника, Дня учителя, корреспонденту "РГ" удалось побеседовать с министром образования и науки РТ Альбертом Гильмутдиновым.

    Он рассказал, в чем главная проблема современной школы, а также, каково ему самому быть в роли учителя.
     
    О программе  "Наш новый учитель"

    - В ее основе лежит формула: роль хорошего педагога в образовании больше, чем сумма всех других факторов, вместе взятых. Нам нужно сделать все, чтобы привести в школу сильных учителей. Это должны быть успешные люди, которые состоялись бы в любой другой сфере жизни. Наша целевая аудитория - молодые кандидаты наук и магистры лучших университетов. Главный вопрос, как их привлечь в школы?

    Во-первых, это конкурентоспособная заработная плата. Во-вторых, доступное жилье. Они смогут приобретать его по программе соципотеки на льготных условиях. Кроме этого, каждому прошедшему через конкурсный отбор будем дарить ноутбук с пакетом лицензионных программ и оплаченной подпиской на электронные библиотеки. Учитель сможет делать научную карьеру, не оставляя работу, посещать зарубежные образовательные центры.

    Чтобы избежать ошибок при разработке программы, я создал при министерстве Совет директоров школ РТ. Они представляют разные образовательные учреждения: лицеи, гимназии, сельские малокомплектные и коррекционные школы. Я называю его советом старейшин. Все наши идеи мы будем пропускать через него. С той же целью мы собрали Совет учителей РТ. Они должны как можно жестче критиковать наши предложения, от этого программа в будущем только выиграет. И наконец, есть третья группа - совет учеников. Это класс, в котором я преподаю "Основы лидерства". Их мнение мы тоже будем учитывать.

    О предмете  "Основы лидерства"

    - Первое, о чем я попросил директора школы, куда пришел вести предмет, никого ко мне на урок не загонять. Придет пять человек, буду заниматься с пятью. Важно, чтобы они сами этого хотели. Но пришло гораздо больше учеников, чем я ожидал, и пока им занятия нравятся. Дети очень хорошие, любопытные, цепкие.

    Сейчас "Основы лидерства" преподают около двух десятков учителей в разных школах республики. Кроме того, вести этот предмет добровольно вызвались также специалисты, не являющиеся профессиональными педагогами. Это успешные представители бизнеса и госструктур, люди, состоявшиеся в жизни. На "Основах лидерства" мы учим детей правильно ставить цели в жизни, строить отношения с людьми, работать в команде, публично выступать, управлять временем. 

    О демографическом кризисе

    - Сейчас мы находимся на самом дне демографической ямы. Такая ситуация продлится еще лет пять. Если в 2004 году наши школы выпускали около 50 тысяч человек, то в этом году только 26 тысяч, то есть практически в два раза меньше. Это очень резкий спад, который создает ряд проблем. Хотя в этом году все государственные вузы все же выполнили план приема. Ситуация с негосударственными вузами сложнее. Не исключено, что из-за проблем с набором некоторые из них будут вынуждены закрыться. Это болезненный, но вполне нормальный процесс. Совершенно очевидно, что нам не нужно такое количество негосударственных вузов, при всем моем уважении к ним.

    Об образовательном  кредите

    - Это очень хорошее дело. Уже три года назад доля платного высшего образования в республике превысила долю бюджетного. А раз наблюдается такая тенденция, то откуда студентам брать деньги? Один из способов - кредит. Актуален он и потому, что по закону в России можно получить бесплатно только одно высшее образование. Так что рынок кредитования в этой сфере весьма перспективен. В Татарстане процесс уже пошел, появились студенты, которые воспользовались этой услугой.

    Об автономных учреждениях

    - Далеко не каждое образовательное учреждение нужно переводить на автономию. По закону переход возможен только с согласия трудового коллектива. Силой никто никого не заставит. Мы понимаем, что к этому вопросу следует подходить вариативно. Единственный критерий при выборе автономного статуса - придут к тебе дети или нет. У нас сейчас более 20 тысяч детей стоят в очереди в дошкольные образовательные учреждения. И если детский сад пользуется популярностью, от желающих попасть в него нет отбоя, то, конечно, разумно перейти на автономию. Именно поэтому наиболее интенсивно этот процесс проходит в дошкольных учреждениях. Только в Казани в этом году еще 185 детских садов станут автономными. 

    Самое главное преимущество автономии - высвобождается инициатива людей. Бюджетные организации копейку потратить не могут без согласования с казначейством. Оно работает строго по смете. Допустим, выделили детскому саду тысячу рублей на ремонт крыши и пятьсот рублей на покраску полов. Но ему не надо красить полы! А вот на починку крыши требуется полторы тысячи рублей. И люди мучаются. А у автономного учреждения развязаны руки, они могут расходовать средства так, как требует реальная ситуация.

    Если учреждение перешло на автономию, то, конечно, заинтересовано в том, чтобы зарабатывать больше. Поэтому оно, в частности, начинает предоставлять дополнительные платные услуги. Но никто не имеет права их навязывать. Это было бы грубейшим нарушением закона. И виновата здесь не идея автономии, а руководители, которые ее извращают.

    О конкурсе "Национальный исследовательский университет"

    - Это очень мощная программа с жестким отбором. В ней участвуют 110 российских вузов, в том числе два из Татарстана - Казанский государственный технический университет и Казанский государственный технологический университет. У наших вузов очень хорошие заявки, и, по предварительной информации, они уже прошли один из важных этапов. Самое главное, что дает победа в конкурсе, - статус. А благодаря этому появятся и деньги, и новые студенты. Это капитал. Кроме того, победители в этом году получат по 200 миллионов рублей на развитие инфраструктуры. А с 2010 по 2013 год ежегодно им будут выделять по 400 миллионов рублей. На эти деньги можно будет обновить мате-риально-техническую базу университетов.   

    Опрос

    Помните ли вы своего первого учителя? 

    Ильдар Игумнов, художественный руководитель Казанской цирковой школы:

    - Ее звали Татьяна Ивановна. Я смотрел на нее как на полубога. Тогда ведь времена были другие: в первый класс мы пришли, не умея ни писать, ни читать, все одинаково коротко подстриженные, с челочками, запуганные и послушные. Учительница была строгой, в возрасте и сразу завоевала авторитет. Отчасти она заменяла родителей. Вот, как видите, даже на 61 году помню ее.

    Алсу Мухаметова, советник министра образования и науки РТ:

    - Да, помню - Клавдия Романовна. Она была молодая, красивая и казалась нам эталоном совершенства. Все девчонки хотели быть похожими на нее, даже пытались имитировать какие-то характерные ее жесты. Вспоминаю с большой теплотой. А вообще я помню всех своих учителей. Мы давали им прозвища, безобидные, но очень точно отражающие суть их характера.

    Владимир Батраков, директор ГУ "Татаркино": 

    - Первую учительницу звали Надежда. Отчество точно не вспомню, кажется, Константиновна. Много воды утекло с тех пор. Она напоминала мне маму. В том смысле, что могла быть мягкой и строгой, справедливой и не очень, на мой детский взгляд. Она многое в меня заложила, именно в это время я формировался как личность. И в том, чего достиг в настоящий момент, есть ее заслуга. 

    Поделиться