Теперь футбол стал иным. Главная фигура в нем, конечно, не игрок, а тренер.
О наставниках даже средней руки пишут такие эссе и романы, которые не снились никаким Лобановским и Бесковым. Иногда, вгрызаясь в прессу, прислушиваясь к дискуссиям, создается впечатление, будто это они, тренеры, забивают, парируют 11-метровые, совершают ловкие финты... Произошла великая переоценка ценностей. Именно наставнику - главное внимание хозяев команд, прессы, болельщиков. Тот же Хиддинк в России по популярности может сравниться лишь с неловко сказать кем - назовем их первыми лицами нашего государства. Тренеры - кумиры, идолы...
Но почему так часто они вышвыриваются за ворота чуть не в мгновение ока? С какой целью их нанимают, платя подчас незаслуженно огромные деньжищи, как маленькому Наполеону - Дику Адвокату, и выкидывают так же безжалостно, как сделали это в "Кубани" с Сергеем Овчинниковым? Кто и почему решил, что только тренеры с иностранными фамилиями могут поднять наши команды до заоблачных высот? Пусть напомнят мне, кому это удавалось, кроме гениального Хиддинка. Петржеле в "Зените"? Да если бы у любого другого его российского коллеги было бы столько, сколько щедро отпускалось Петржеле на покупку звезд вселенского масштаба, результат был бы наверняка никак не хуже воспетого "серебра" средненького чеха. Не кидая камнями вслед упорхнувшему из "Зенита" Дику Адвокату, надо припомнить, что мощная российская компания в конечном итоге была именно тем непоколебимым гарантом, на котором и держалась великолепная команда из Северной столицы. Быть может, именно ее вливания, а не такой уж заметный тренерский гений голландца вывели "Зенит" на европейскую арену.
Представляю, как было обидно Валерию Газзаеву, до винтика отладившему армейскую махину, отдавать этот механизм в руки Зико - прекрасного игрока и всем было понятно какого тренера, мигом усадившего на скамью надежду нашей национальной сборной ради толстенького соотечественника - бразильца. Приход Лаудрупа в "Спартак" обернулся катастрофой, последствия которой до сих пор расхлебывают Карпин и возвращенный им из небытия безработный по имени Романцев. Приглашение в "Амкар" Димитара Димитрова выглядело насмешкой над здравым смыслом. И уж совсем, извините, глуповатым выглядело приглашение закоренелого неудачника Юргена Ребера в "Сатурн". Немец сменил теоретика и практика Гаджиева, чем вызвал полный переполох даже среди видавших виды специалистов российского футбола: неужели будут менять и на таких?
В иные моменты создавалось впечатление, что мы вернулись чуть не в петровские времена. Об этом на конференции Объединения отечественных тренеров по футболу напомнил министр спорта и президент РФС Виталий Мутко, с видимым недовольством рассказавший о том, что и в Питере на пост главного воспитателя юной смены приглашен голландец, не особенно и церемонящийся с нашими российскими коллегами. А фраза генерала Ермолова с просьбой записать его в немцы могла бы стать, да и стала девизом людей, считающихся владельцами клубов. Поймите правильно, я не против иностранцев, они по-настоящему нужны нашему футболу, но не весь этот третий сорт, не те неудачники, что ринулись на необъятные зеленые просторы в надежде на щедрость мало разбирающихся в игре владельцев футбольного имущества.
Тренерская чехарда почти всегда вредит делу. Но кто ее создает? Или эти смены, перемены, метания, увольнения и новые приглашения как-то сказываются на результатах? Не будем пророками, а лишь констатируем, что в этом, пока крайне неудачном для российских клубов сезоне, только две наших топовых команды "Рубин" с ЦСКА продолжают бороться за европейские трофеи... В чем основная проблема любого тренера? Результат требуется сегодня, в лучшем случае завтра, по-настоящему - сию минуту. Времени на строительство и закладку мощных футбольных кораблей не дано. Наверное, поэтому и дают течь даже наши дорогостоящие футбольные гиганты, заклеенные банкнотами. Нет никаких оснований полагать, что ситуация в ближайшее время изменится к лучшему. Верной и надежной порукой тому восемь отставок тренеров из 16 возможных за семь туров до финиша российского первенства.
О том, почему наши клубы столь часто меняют тренеров, "РГ" расскажет заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР и Украины Анатолий Бышовец.
Российская газета : Чем объяснить такое количество тренерских отставок?
Анатолий Бышовец : Наша работа чемоданная. Она зависит от результата, и если его нет, то, естественно, следует отставка. И эта практика присуща не только нам, но и футболу в целом. Что же касается ситуации, которая сложилась в России, она интересна. Наш чемпионат не отнесешь ни к сильным, ни к зрелищным. И мы, естественно, в этом смысле отстаем. Отсюда и результаты в еврокубках. Природу этого надо искать в непосредственных критериях отбора тренеров. А сегодня вынужден сказать, что в России нет отбора на конкурентной основе, ориентируясь только на профессиональные качества. Многие тренеры лишены независимости. Они полностью подчинены руководителям и зависят от отношений с руководителями. По большей части человеческих отношений...