Первое чтение проекта бюджета на 2010 год и следующую за ним двухлетку может состояться уже 16 октября. Это в том случае, если Госдума будет четко следовать скорректированному на кризисное время Бюджетному кодексу и своему распорядку работы.
Согласно поправкам в Бюджетный кодекс Дума должна рассмотреть в первом чтении проект главного финансового документа страны в течение двадцати дней со дня его официального внесения. Значит, поступивший в нижнюю палату парламента 30 сентября проект бюджета нужно рассматривать не позднее 19 октября. Ближайшее к этой дате пленарное заседание - в пятницу, 16 октября. Впрочем, не исключено, что депутаты выделят для чтения бюджета специальный день с дополнительным пленарным заседанием. Как заметил председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев, точную дату рассмотрения этого документа определит Совет палаты. Кстати, в соответствии с теми же поправками в Бюджетный кодекс второе чтение проекта бюджета должно пройти в течение 25 дней со дня принятия его в первом чтении, а третье - в течение 5 дней со дня принятия во втором. То есть бюджетный процесс сократился более чем на месяц. Однако думские "единороссы" убеждены, что справятся с этой работой в срок.
Спикер нижней палаты парламента, руководитель фракции "Единая Россия" Борис Грызлов объяснил, на чем основана такая уверенность: "Депутаты участвовали в подготовке бюджета в рамках "нулевого чтения". В этих целях парламентским большинством была создана рабочая группа по рассмотрению основных параметров следующего бюджета, которая работала все лето, провела несколько заседаний с участием представителей органов исполнительной власти, в том числе федеральных министров. В результате многие наши предложения уже учтены в законопроекте".
В процессе рассмотрения бюджета в Госдуме, по словам Бориса Грызлова, депутаты будут опираться на Бюджетное послание президента Дмитрия Медведева от 25 мая 2009 года. Среди приоритетов - сохранение макроэкономической стабильности, поиск дополнительных источников пополнения доходной части бюджета, выполнение социальных обязательств государства, усиление поддержки наиболее незащищенных категорий граждан, технологическая модернизация и реализация проектов, обеспечивающих инфраструктурное и инновационное развитие страны, оптимизация расходов на содержание госаппарата. Однако, как подчеркнул спикер, работая над бюджетом, народные избранники, "безусловно, будут уделять повышенное внимание финансированию антикризисных мер".
Впрочем, на Охотном Ряду не дают гарантий, что все предложенные правительством расходные статьи будут утверждены думцами без возражений. Общение главы минфина Алексея Кудрина с депутатами разных фракций, состоявшееся накануне официального внесения проекта бюджета в Госдуму, показало, что "справороссы", либерал-демократы и коммунисты относятся к цифрам, зафиксированным в документе, весьма критично. Да и у "единороссов" осталось еще немало нереализованных в проекте бюджета идей.
Андрей Назаров с удовлетворением констатировал, что в рамках "нулевого чтения" документа "Единой России" удалось договориться с правительством о выделении дополнительных средств - порядка 23 миллиардов рублей - на межбюджетное выравнивание. "Это очень важно для тех регионов, которые сильно "просели" на волне кризиса", - подчеркнул Назаров. Тем не менее он считает, что "главный финансовый документ страны в том его виде, в каком он существует сегодня, не гарантирует нам решения одной из наиболее важных задач - изменения структуры российской экономики". "Ни для кого не секрет, что сейчас несколько десятков крупных предприятий формируют основную часть ВВП страны, - уточнил свою позицию "единоросс". - Нам же нужно добиться того, чтобы через несколько лет это делал малый и средний бизнес". Но, по мнению Назарова, "ситуация с наполняемостью бюджетов сейчас складывается таким образом, что под угрозой срыва находятся программы софинансирования, направленные в том числе и на развитие предпринимательства". Поэтому он предлагает изменить принцип софинансирования этих программ - не один к одному, как сейчас, а 75 процентов средств выделять из федерального бюджета, 25 - из регионального".
И все же, по словам члена Комитета Госдумы по бюджету и налогам Николая Гончара, в отношении всех возможных предложений по корректировке бюджета у парламентского большинства есть общая позиция: "Когда вы предлагаете что-то добавить, вы должны сказать, что и откуда сократить". "Общий объем и так дефицитного бюджета раздувать нельзя", - считает Гончар, тем более что в нем предусмотрены такие социальные расходы, каких "мы давно не совершали". А потому "единороссы" против того, чтобы во время чтения проекта в Думе рассматривались поправки, предполагающие увеличение бюджетных расходов, но не указывающие, где на них взять деньги. "Если не будет назван источник, это будет голый популизм", - заявил Николай Гончар. Впрочем, по мнению члена Комитета Госдумы по финансовому рынку Павла Медведева, прохождение бюджета-2010 через Думу вряд ли будет сопровождаться какими-то непреодолимыми сложностями. "Хотя дискуссия, как это наблюдается ежегодно, будет острой и бескомпромиссной", - заметил Медведев.
Кроме проекта федерального бюджета на 2010 год и плановую двухлетку Госдуме до 1 декабря предстоит рассмотреть еще несколько документов, которые правительство внесло в нижнюю палату парламента в одном пакете. Это проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов - Пенсионного, Фонда социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, законопроекты "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов", "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".