США резко изменили свое отношение к иранской ядерной программе

В четверг в Женеве состоялись переговоры представителей Ирана с "шестеркой" международных посредников по урегулированию иранской ядерной проблемы. Оптимисты назвали ее исторической, пессимисты - малопродуктивной. Тем не менее прогресс был заметен невооруженным глазом. Только вот смогут ли в Тегеране правильно оценить увиденное и услышанное?

Главной звездой женевской встречи стал заместитель госсекретаря США по политическим делам, бывший посол в России Уильям Бернс. Перед ним Вашингтоном была поставлена уникальная для американских дипломатов задача: сделать все возможное, чтобы доказать иранцам - Америка готова к серьезному диалогу с Ираном. При этом не так важно было, что говорил Бернс в Женеве. Значительно интереснее для всех наблюдателей оказалось, что он делал. За происходящим наблюдал и возглавляющий российскую делегацию замминистра иностранных дел России Сергей Рябков.

Начало встречи превратилось в историческую церемонию. Для того чтобы понять ее тайный смысл, необходимо напомнить, как вел себя Бернс на аналогичных переговорах в апреле 2008 года. Тогда для того чтобы не обмениваться рукопожатием с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Саидом Джалили, американский дипломат демонстративно вышел из зала в начале консультаций. Теперь Бернсу было дано прямое указание из центра - руку нужно протянуть. Причем американский дипломат прекрасно понимал, что он протягивает не только свою руку. В данном случае к его плечу волею Белого дома была прикреплена рука Вашингтона.

Для того чтобы избежать ситуации, при которой Тегеран неправильно бы понял, насколько много смысла вкладывают в произошедшее вчера в Женеве американские власти, накануне там же, на берегу Женевского озера, высокопоставленный сотрудник госдепа на условиях анонимности провел спецбрифинг, а сделанные им высказывания, опять же почему-то на условиях анонимности, были разосланы всем, кому только можно. "Это будет первый раз, когда США принимают полное участие во встрече с иранскими представителями в формате "пять плюс один". Как и наши партнеры, мы преданы идее результативных переговоров", - заявил американский дипломат.

Тем самым иранцам был передан более чем прозрачный меседж: мы внимательно следили за пусками ваших ракет в начале этой недели, мы прекрасно понимаем, что вы недовольны тем, что за несколько дней до этого в Нью-Йорке в рамках Генассамблеи ООН не состоялась ирано-американская встреча в верхах, но мы все равно продолжаем рассчитывать на конструктивные переговоры.

Готовы ли иранцы? Вроде бы да. В то время как в Женеве шел закрытый брифинг, в Тегеране выступал иранский лидер Махмуд Ахмадинежад: "На этой встрече (с "шестеркой" в Швейцарии. - "РГ") можно будет определить уровень честности ряда стран и их отношение к законам, справедливости и обоюдному уважению". Действительно, выяснить удалось - руку пожали, значит, уважают. Что дальше? Но тут начались трудности. "Мы готовы к длительным переговорам", - добавил Ахмадинежад. "Шестерку" же больше не устраивают встречи без определенного результата. Ведь не трудно предположить, что таким образом Тегеран лишь дарит себе дополнительное время, так нужное ему для создания собственного ядерного оружия.

Длительных переговоров больше не будет. И американцы на этот счет сделали вполне конкретное заявление. "С точки зрения США не может быть бесконечно продолжающегося процесса переговоров ради переговоров. Особенно в свете появления информации о заводе. На всем нужно увидеть практические и поддающиеся оценке результаты", - сообщил все тот же анонимный американский дипломат. Нет сомнений, что в четверг Бернс за закрытыми дверями на встрече в Женеве с представителями Ирана сделал аналогичное заявление. И остальные участники "шестерки" его поддержали.

Упомянутый завод - это второе иранское предприятие по обогащению урана вблизи города Кум, которое наделало много шума несколькими днями ранее на саммите "двадцатки" в Питсбурге. Ведь, по мнению экспертов, размещенных на нем центрифуг вполне достаточно для производства одной ядерной бомбы в год. Объявляя о существовании этого секретного объекта, Иран, видимо, хотел поразить и обезоружить лидеров западных государств, а вместо этого наткнулся на вполне логичный ответ. Лидеры США, Великобритании и Франции созвали специальную пресс-конференцию, на которой объявили: мы и раньше знали о существовании второго завода, что лишь делает наши опасения насчет исключительно мирного характера иранской ядерной программы только более весомыми.

Тем не менее пугать Иран в ответ никто из "шестерки" больше не собирается. Наоборот, все настроены весьма миролюбиво. Сергей Рябков уверен, что все еще есть "широкое поле для диалога". С ним согласен и приехавший вчера в Москву глава МИД Франции Бернар Кушнер: "Я не фанатик санкций против народа Ирана. Иногда это полезно, но мы в Женеве пока не говорим о санкциях. Пока мы продолжаем диалог".

Другое дело, что подчеркнутая благожелательность может улетучиться уже совсем скоро. Барак Обама в Питсбурге объявил, что развеять все опасения "шестерки" Иран должен до декабря этого года. Затем, уточняют эксперты, в случае провала переговоров, видимо, последуют значительно более жесткие санкции. Причем, скорее всего, поддержаны они будут на уровне Совета Безопасности ООН.

Кстати

Для того чтобы избежать такого крайне неприятного развития ситуации, Ирану в принципе нет необходимости идти на какие-либо жертвы. По словам пресс-секретаря президента России Натальи Тимаковой, Москва ждет от Тегерана "плотного сотрудничества с МАГАТЭ, выполнения всех международных обязательств, полного информирования о своей ядерной программе". По рукам, г-н Ахмадинежад?