Вчера Парламентская ассамблея Совета Европы обсуждала вопрос, который будоражил умы парламентариев на протяжении всей сессии.
Речь шла о документе, внесенном группой из 72 депутатов, которые призывали "лишить полномочий российскую делегацию по существенным основаниям". Тот факт, что резолюция с подобными поправками надолго оставит ПАСЕ без партнера по переговорам и, как признавали некоторые выступавшие в прениях депутаты, может стать началом конца организации, противников нашей страны не волновало.
"Боевые действия продолжаются по инициативе Грузии и в этой ассамблее. Но если завершится диалог, начнется реальная война. Давайте не забывать о жителях Абхазии и Южной Осетии", - прежде эти призывы, прямо скажем, немногочисленных парламентариев глохли в море критических замечаний, высказываемых в адрес России.
Однако в четверг подобные заявления, возможно, впервые прозвучали в полный голос и не остались незамеченными. Они даже вызвали хотя и жидкие, но аплодисменты в зале.
Возможно, впервые за время работы осенней сессии депутаты вспоминали не только о том, что Москва не сделала, не выполнила, где не признала требования. И эти "воспоминания" дали первые всходы - в ПАСЕ заговорили о необходимости вслед за комиссией Евросоюза признать ответственность Тбилиси за события в регионе.
Впервые часть выступавших, если они, конечно, не принадлежали к числу неисправимых русофобов, а таких в ассамблее тоже хватает, задумались над справедливостью сделанных ранее выводов в отношении конфликта между Москвой и Тбилиси. "Мы тоже можем ошибаться", - неожиданно признал докладчик комитета по мониторингу Андреас Гросс, где всю неделю противники нашей страны пытались лишить Россию права голоса.
Гросс уточнил, что последнее заседание комиссии продолжалось с семи вечера до часа ночи. Какие страсти бушевали за плотно закрытыми дверями, можно только догадываться - в ПАСЕ даже на заседаниях парламентарии не слишком стесняются в выражениях по поводу действий своих коллег. Но очевидно, что на позицию депутатов все же повлиял доклад независимой комиссии Евросоюза. В этом документе, обсуждение которого проходило весь вечер в кулуарах ПАСЕ, Грузия официально была признана виновной в развязывании войны с Южной Осетией. Каково же было удивление грузинских журналистов, уже потиравших руки в ожидании "крови", когда в своем докладе Гросс высказал то, к чему всю неделю на всех площадках призывали россияне: "Ассамблее необходимо учитывать другую точку зрения, и это лучший способ понять других".
Как стало известно "РГ", в ПАСЕ давно гуляет идея о том, чтобы ввести мораторий на внесение таких вопросов, как лишение полномочий тех или иных национальных делегаций, или вовсе отказаться от такой меры, как абсолютно бесперспективной, возобновляющей, как сказал один из выступавших, "культуру "холодной войны". К тому же парламентарии явно зачастили: на прошлой сессии они лишали полномочий украинцев, на этой - пытались сделать то же самое с Молдавией под смехотворным предлогом, что в составе ее делегации было мало женщин. И это им почти удалось. О несовершенстве санкций, закрывающих возможность для диалога с оппонентами, говорили многие депутаты. "Мы же собрались здесь, чтобы убеждать в своей правоте, а не избавляться от оппонентов", - с откровенной горечью публично признавались друг другу парламентарии.
Один из участников дискуссии о лишении российской делегации права голоса членов ПАСЕ вспомнил состоявшуюся на днях встречу с грузинскими коллегами. "Они говорили мне, если лишить российскую делегацию полномочий не удастся, то мы поставим этот вопрос в январе, потом летом, осенью, - вспоминал он. - Они угрожали это делать постоянно. Но это же коллективное безумие".
Завершающим аккордом, ставящим крест на планах Тбилиси лишить нашу страну права голоса, стал следующий аргумент. Цитирую: "Отношения с Россией во всем мире улучшаются. И сейчас не время исключать Россию из переговорного процесса".
В итоге ни одна поправка к резолюции, где прямо или косвенно ставился бы вопрос о лишении российской делегации полномочий, не прошла. Грузинская делегация с мрачными лицами покидала зал заседаний. В холле ПАСЕ их встречали десятки телекамер, но нацелены были объективы и микрофоны на другого человека. Десятки журналистов непроходимой стеной обступили экс-президента СССР Михаила Горбачева, который приехал в ассамблею. Его краткий "стенд-ап" случайно совпал с завершением российско-грузинского противостояния в ассамблее. По крайней мере на этой сессии.
Из-за множества камер бывшего советского лидера не было даже видно. И наружу доносились лишь отдельные слова бывшего главы государства: "Нам нужен дух истинного сотрудничества", "Я не знаю, что стало бы с Грузией, если бы она не объединилась вокруг российского царя".