Энн Фонтейн привезла в Россию фильм о Коко Шанель, главную роль в котором сыграла Одри Тоту

Французская звезда кинематографа Одри Тоту известна по роли Амели в одноименном фильме, а также по картинам "Код да Винчи", "Роковая красотка" и "Распутник". Французская кинорежиссер Энн Фонтейн знаменита такими работами, как "Натали" и "Девушка из Монако". Две женщины объединились, чтобы воплотить в художественном фильме модельера и феминистку Коко Шанель в молодости. Документальная хроника, запечатлевшая Шанель, сохранилась, а вот художественного фильма, полностью посвященного ей, до сих пор не было. Обозреватель "РГ" поговорила с режиссером Энн Фонтейн, специально приехавшей в Россию представить фильм "Коко до Шанель", который выйдет в прокат с 8 октября.

Российская газета: Я знаю, что на первую встречу с вами Одри Тату пришла уже в образе Коко Шанель. Как это было? Что на ней было надето? Как это повлияло на ваш выбор актрисы?

Энн Фонтейн: Это проявлялось не в одежде, а скорее в ментальности, в подходе. Она смотрела на меня жестко, строго. Одета она была, как мальчик: бермуды, майка... Но она внутренне была собрана, а это значит, что была в образе Шанель.

Вообще, когда мне предложили снять фильм о Шанель - а это было два с половиной года назад, я знала лишь одно: мне было 20 лет, и я встречалась с ассистенткой Шанель. Эта женщина проработала у Коко последние 15 лет ее жизни. Мы много говорили с ней, она мне поведала немало интересного. И теперь я не села писать сценарий до тех пор, пока не удостоверилась, что найду актрису - исполнительницу главной роли. Для меня были важны мельчайшие детали. Например, тело, фактура - у Шанель была фигура 13-летнего мальчика. Когда мы встретились с Одри Тоту, она мне рассказала, что к ней уже обращались режиссеры с просьбой сыграть Шанель. Хотели снять фильм обо всей ее жизни. Одри отказывалась. А на мое предложение - сделать картину о молодых годах Шанель - согласилась. Она ведь родилась почти в том же месте, что и Коко, в 10 километрах оттуда. И у нее есть главное, что нужно для этой роли, - французский шик. И смешение качеств: женственность и жесткость.

 
Видео: Сергей Куксин

РГ: Одри Тоту в реальной жизни гораздо старше, чем героиня, возраст которой она играет. Не мешало ли это на съемках? И как, на ваш взгляд, этот факт влияет на зрительское восприятие?

Фонтейн: Нет, возраст не помешал. В начале фильма Шанель было 18 лет, в конце - около 27, она не была такой уж девочкой. У нас с этим сложностей не возникало. Тут важно как мы доводили этот образ до совершенства. Шанель была провинциальной девчонкой, а потом стала образцом стиля. Мы добавляли макияжа, грации, стройности. Развивали этот персонаж.

РГ: Мне казалось, что Шанель по жизни была резкой, язвительной женщиной, и фильм о ней должен был быть ироничным, а он, на мой взгляд, получился ближе к мелодраме.

Фонтейн: Но вы же не знали Шанель, и никто ее не знал в молодые годы. Вы говорите о той Коко, которая уже в возрасте. Именно в зрелости она была ироничной и иногда злой, могла поставить на место. Сложный был человек. Но мы говорим о совсем другом периоде ее жизни. Когда она была более уязвимой, переживала драматичные моменты, когда погиб ее любимый, когда она утверждалась, и ей было сложно позиционировать себя в новом мире.

По поводу мелодрамы я с вами не согласна. Мелодрама - это то, что придумано. А Шанель переживала в своей жизни настоящие драмы и перипетии. И вся ее жизнь изначально основывалась на драматизме. Он в фильме и есть.

РГ: В конце фильма показана настоящая коллекция Шанель. Вы на пресс-конференции сказали, что для вас в жизни одежда не важна, главное, чтобы она не мешала свободе. Тогда откуда эти кадры, как Шанель чувствует ткани, фасоны? Как воспринимает мир через одежду?

Фонтейн: Но это я с юмором сказала журналистам. Показать такое отношение - было самым главным в фильме. Откуда взялось желание Шанель поменять одежду? Потому что она не соответствовала понятиям о женской красоте того времени. И одежда, которую тогда женщины носили, ей как раз не подходила - все эти корсеты, рюши, воланы. У нее была мальчишеская фигура, и она не могла этого носить. Ей же нужно было применить к себе все окружение, в которое она попала. Вот она очутилась в замке, захотела научиться ездить верхом. А тогдашние вещи для верховой езды, посадка женщины на лошадь совершенно ей не подходили. Ей же требовалось через себя все пропустить. И это мы и стремились показать.

Что касается коллекции. Вещи эти действительно из хранилища дома "Шанель". Я когда туда приехала, то увидела, как это все хранится: в пластиковых пакетах, надписаны год, дата. Для финальной сцены дефиле, которое происходит на знаменитой исторической лестнице дома "Шанель", что еще знала саму Коко, я использовала те вещи, которые не относятся к периоду действия фильма. От 20-х до 70-х годов. Шанель же умерла в 1971 году, прожила достаточно долгую жизнь. И я сделала своеобразный обзор будущего - самые знаковые вещи, которые были вехами различных эпох. Разумеется, я все это обсуждала с Карлом Лагерфельдом, и он многое подсказывал.