В россии нет единой скоординированной политики в отношении изучения, сохранения и популяризации морского наследия, что зачастую приводит к невосполнимым утратам. В стране приходится всего один морской музей на 13 миллионов человек.
Морская доктрина РФ и разрабатываемая Стратегия развития морской деятельности до 2020 года не включает в стратегические цели сохранение, изучение и пропаганду морского наследия России.
Вот почему, к примеру, в Америке - 230 кораблей-музеев, в Норвегии - 30, а в России - всего десять? Причем пять из них - в калининградском Музее Мирового океана. В Европе насчитывается около пяти тысяч реплик исторических судов. В нашей стране - только восемь. На российском шельфе лежат тысячи затонувших кораблей, поселений, портовых сооружений. Но лишь четыре десятка из них внесены в Государственный реестр. В профильном законе вообще не проработан вопрос о подводном наследии, которое является источником комплектования музейных фондов - сокровищ государства.
Как правило, подводные археологические находки очень быстро разрушаются. Наше учреждение - единственное в стране, отреставрировавшее фрагмент корабля XIX века 32-метровой длины. Никто раньше ничего подобного не делал. Мы планируем создать реставрационный центр подводной археологии. Музей приступил к строительству исторических и традиционных судов. Сейчас изготавливаются ямало-ненецкая лодка, якутская, азовская. В воссоздании исторических судов участвуют дети. Ведь чтобы подготовить кадры для современного флота, их нужно растить с малых лет. Сначала ребята идут в музей, потом в клубы юных моряков. И один раз пройдя по морю на яхте или историческом судне, маленький человек не сможет потом быть в стороне от морского дела. К слову, музей проводит за год около 130 морских мероприятий для школьников, курсантов, студентов. При музее созданы многочисленные клубы по изучению морского наследия России. Уверена, что такая деятельность принесет свои плоды. Приятно, что она высоко оценена руководством страны: недавно вице-премьер правительства России Сергей Иванов вручил музею диплом и почетный знак "За патриотическое воспитание".
В марте этого года на борту ледокола "Красин" в Санкт-Петербурге была создана ассоциация "Морское наследие России", объединившая всех, кто заинтересован в сохранении, изучении и популяризации морской истории страны. За это время нам удалось обратить внимание членов Морской коллегии при правительстве РФ на то, что есть такое понятие - морское наследие России, без которого у нашей страны как морской державы нет будущего.