- Заказами на строительство самолетов мы обеспечены на многие годы вперед.
Теперь важно, чтобы эти контракты четко выполнялись по срокам, - такой вывод сделал вице-премьер Сергей Иванов после посещения Воронежского авиационного предприятия.
Насчет контрактов Иванов ничуть не преувеличил. Только вчера в его присутствии компаниям-перевозчикам были переданы первый серийный лайнер Ан-148 и широкофюзеляжный "грузовик" Ил-96-400Т. Потребность в таких машинах немалая. Достаточно сказать, что серийные ближнемагистральные самолеты российские авиакомпании не закупали уже 15 лет. И не случайно портфель твердых заказов на пассажирский Ан-148 уже превысил шесть десятков. Показатели по "Ильюшину" скромнее, но эксперты не сомневаются, что и эта машина займет свою нишу в отечественном авиапарке.
Общая сумма сделок по двум воронежским проектам оценивается в 20 с лишним миллиардов рублей. Но главное, даже не высокая прибыль самолетостроителей. Впервые за многие годы Россия получила реальный шанс заменить на внутренних авиационных маршрутах импортные грузовые "Дугласы" собственными широкофюзеляжными самолетами. В скором времени именно Ил-96-400Т начнут переправлять грузы из Москвы в Хабаровск, Якутск и Петропавловск-Камчатский. Первый грузовой широкофюзеляжник уже осваивает международные линии. Как раз сейчас Ил-96-400Т находится в Мюнхене, откуда планирует вылететь в Шанхай, затем - в один из российских городов и снова вернуться в Германию. А авиаперевозчики уже думают о других отдаленных маршрутах. Как уточнил в разговоре с корреспондентом "РГ" руководитель проекта Андрей Шагунов, в марте будущего года эти машины должны прописаться и в небе Южной Америки. На очереди - рейсы в индийский Дели и Дубай в Объединенных Арабских Эмиратах. Ил-96-400Т действительно уникальная машина. Она способна перевезти по воздуху 92 тонны груза на расстояние более 5 тысяч километров. Этот самолет - единственный в мире, готовый принять на борт любые виды контейнеров, в том числе огромные морские "короба". Причем на подготовку грузового отсека к такой загрузке требуется не более 30 минут, а его освобождение от грузов занимает всего 1 час. Другим воздушным транспортникам на это требуется в три раза больше времени. Собирают широкофюзеляжные "грузовики" только в Воронеже.
За всю историю отечественного авиастроения его технические характеристики перекрывали разве что военно-транспортные Аны. Хотя фирма "Антонова" теперь имеет украинскую прописку, связей с Россией она не утратила. В том же Воронеже сейчас совместно производят пассажирский Ан-148 - самолет на 76 мест. Он готов заменить на ближних российских магистралях "старичков" вроде Ту-134 и Ан-24. Самое интересное, что украинский самолет специалисты не рассматривают в качестве конкурента нашему "Сухому Супер джету 100". Конструкторские особенности "Антонова" позволяют эксплуатировать его на старых взлетно-посадочных полосах. "Суперджет" больше ориентирован на современные аэропорты - хабы. По словам Сергея Иванова, кооперационная сборка Ан-148 - отличный пример того, как могут и должны сотрудничать бизнес-структуры различных государств.
Что же касается "Суперджета", то воронежцы не остались в стороне от перспективного проекта. На местном авиазаводе в рамках Объединенной авиастроительной корпорации создан центр по разработке композиционных материалов, в одном из цехов которого из современных композитов делают закрылки, подкрылки, обтекатели и другие детали для нового российского лайнера. Их применение увеличивает технические возможности самолета и продлевает ему жизнь. В частности, за счет современных композитов удалось снизить удельный вес некоторых узлов "Суперджета" на четверть.
Похоже, что экономический кризис не отменил задачу, которая стоит перед российскими авиастроителями, - к 2025 году занять третье место в мире по производству грузовых и транспортных самолетов. Другими словами, контролировать в данном сегменте авиации 10-12 процентов мирового рынка. Сейчас эта доля не превышает 1 процента.