Традиционное радио сталкивается с серьезными вызовами в глобализированной медиа-сфере

Загнанные в грязные бараки, при свете свечей, под раздающийся снаружи лай псов нацистских охранников, узники одного из самых страшных концлагерей в Восточной Европе собирались вокруг странного устройства, изготовленного из старых электроламп и консервных банок. Этим хитроумным устройством был импровизированный радиоприемник, звучавший единственными голосами внешнего мира, которые они могли услышать за долгое-долгое время. Они были настроены на волны Московского радио.

29 октября 1929 года Московское радио - первый опыт Советского Союза в пропаганде на зарубежные страны - стало первой в мире радиостанцией, которая начала вещание на международную аудиторию. Тремя годами позже его примеру последовала Би-Би-Си, а затем - в 1942 году - и "Голос Америки". К 1939 году наше радио вещало на английском, французском, немецком, итальянском и арабском языках, предостерегая мир о росте фашизма в Европе. Муссолини лично приказал глушить Московское радио, как сделал и Гитлер с начала Второй мировой войны. Радиостанция продолжала вдохновлять участников движения Сопротивления на всех территориях, оккупированных нацистами. В разгар "холодной войны", во время Кубинского ракетного кризиса в октябре 1962 года, советский лидер Никита Хрущев избрал Московское радио, чтобы передать в эфир свое открытое письмо президенту Кеннеди, информируя его о намерении СССР вернуть назад военные корабли, направлявшиеся на Кубу, избежав тем самым мировой войны.

Одно из важнейших достижений советской пропаганды в ту эпоху - ее размах и подлинная всеохватность: казенная симпатия к "угнетенным" народам, пребывавшим под властью колониальных держав Запада, и поддержка этих народов поставили задачу обращаться к каждому слушателю на его родном языке. Вследствие этого Московское радио, которое с 1991 года носит название "Голос России", развернуло обширную сеть международного вещания на многих языках, включая такие, как урду, бенгали и пушту. В настоящее время наша радиостанция вещает на 160 стран на 38 языках - наибольшем числе языков среди всех мировых радиовещательных сетей.

В результате инициированной недавно Кремлем кампании по улучшению имиджа России за рубежом на пост руководителя "Голоса России" был назначен 49-летний реформатор Андрей Быстрицкий. "Нам необходимо стать мультимедийным ресурсом, а не оставаться просто радиостанцией - стать чем-то вроде Би-Би-Си",* - объясняет г-н Быстрицкий, бывший заместитель генерального директора Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. Сквозь внешнюю серьезность Быстрицкого время от времени пробивается его почти мальчишеская живость и присущее ему чувство юмора. "Я не знаю размера сапог, в которые должен влезть. Должно быть, по крайней мере один из моих предшественников был расстрелян", - усмехается он, намекая на устроенные Иосифом Сталиным позорные чистки в рядах дипломатов и среди работников СМИ в тридцатых и сороковых годах. На вопрос о том, готова ли его радиостанция, преемница мощного аппарата советской пропаганды, быть столь же объективной, как Би-Би-Си, Быстрицкий живо отвечает: "Я сам работал продюсером на Би-Би-Си и отношусь к этой корпорации с большой симпатией и уважением, но я не переоцениваю ее объективность. Помните, когда (журналист Би-Би-Си Джон) Симпсон был выслан из Белграда? Устав "Голоса России” гласит, что владелец радиостанции - в данном случае российское правительство - не имеет права вмешиваться в содержание ее программ. И это правило соблюдается. Мы знакомим наших слушателей с российской точкой зрения, но если бы мы не представляли им различные мнения, которые они могли бы сравнить и проанализировать, то мы напрасно тратили бы наше эфирное время".

"Я слушаю вашу радиостанцию уже 40 лет, - пишет Майк Гиблин из Соединенного Королевства. - Содержание программ стало лучше. Теперь в нем меньше политики и больше информации о жизни в России. У Би-Би-Си звучит слишком много коммерческих объявлений, и я надеюсь, что "Голос России” не сделает такой же ошибки".

Досье "Russia Now”
Андрей Быстрицкий родился в 1960 году в Москве. Он начал работать в СМИ в 1991 году, когда пришел во Всероссийскую государственную телевизион-ную и радиовещательную компанию. В то время он вел несколько радио- и теле-визионных ток-шоу. В 1996 году Быстрицкий возглавил отдел "Общество" в попу-лярном журнале "Итоги", став затем в 1998 году продюсером бюро Би-Би-Си в Москве. В 2008 году Президент Владимир Путин назначил Быстрицкого главой "Голоса России". Академия педагогических наук присвоила Быстрицкому степень доктора наук, он является также профессором в Высшей школе экономики. Он женат и имеет одного сына.

Но глобализация, тем не менее, нанесла урон и популярности "Голоса России". Развитие Интернета, расширение международной торговли и недорогих туристических поездок - все это означает, что сейчас слушатели меньше заинтересованы в получении целевой информации на своем родном языке. Превращение английского языка, который ныне понимают более одного миллиарда людей, в "глобальный язык" также повлияло на важнейшие СМИ. "Традиционное радио претерпевает медленные и весьма болезненные изменения, - объясняет Быстрицкий. - Наступающий век цифровых технологий усилил международную конкуренцию. Если средний слушатель, скажем, в Бразилии несколько десятилетий назад мог слушать, может быть, 15 радиостанций, то теперь в его распоряжении их 600. Содержание программ - более чем когда-либо в прошлом - должно отвечать местным требованиям". Всего лишь одно посещение веб-сайта "Голоса России" (english.ruvr.ru) показывает, насколько далеко отстает радиостанция от аналогичных проектов. "Нам не нужно полное изменение бренда радиостанции, - утверждает Быстрицкий, - но нам действительно необходимо провести модернизацию. Средний возраст 1100 наших сотрудников намного выше среднего возраста наших слушателей - в своем большинстве молодых, профессионально активных личностей. Мы планируем развивать вещание в Интернете, которое уже действует, и через сеть мобильных телефонов. Мы также должны заполучить FM-станцию в США и открыть наше собственное бюро в Вашингтоне. Главной проблемой является финансирование: наш бюджет остается государственной тайной, но я могу сказать вам, что он должен был бы быть, по меньшей мере, в три раза больше". Серьезным вызовом для "Голоса России" является также сохранение полного набора языков вещания и удержание своих слушателей. "Хотя мы представляем собой единую радиостанцию, наше вещание на каждом языке является отдельным медийным каналом. Мы стараемся проводить в какой-то степени единую редакционную линию, определяющую контент, но это не всегда легко дается", - говорит Быстрицкий. Недавно радиостанция ввела в строй несколько FM-передатчиков на севере Ирака. "Один из самых успешных наших рынков - это Афганистан, - добавляет он. "И все-таки именно этот вызов указывает на предназначение "Голоса России” в XXI веке, - объясняет Быстрицкий. - Мы будем неким "центром деятельности”, своего рода международным аэропортом. Мы будем собирать, систематизировать и объединять информацию, снабжая ею нашу обширную аудиторию слушателей. Мы будем доводить до каждого слушателя - на его родном языке - именно тот контент, который ему интересен. Это нечто такое, чего Би-Би-Си не делает".

Успешное совмещение достигнутого в прошлом разнообразия и масштабов с современной технологией могло бы превратить радиостанцию в весьма ценный ресурс в глобализированном XXI веке. Быстрицкий согласен с тем, что новый, "реконструированный" веб-сайт представляет собой наилучшую инфраструктуру для его нового центра деятельности, и обещает запустить его в ближайшие месяцы: "Больше нет просто Интернета - существует целый набор различных типов СМИ. Мы собираемся быть среди них в первых рядах".

Факты
В 1929 году "Голос России" (Московское радио) первым начал вещание на зарубежные страны. В настоящее время, обладая 109-миллионной аудиторией слушателей, он занимает среди крупнейших вещателей мира третье место после Би-Би-Си и "Голоса Америки".
С 2003 года "Голос России" ведет вещание на Европу в цифровом форма-те. В настоящее время он осуществляет вещание на мобильных телефонах в 16 штатах США.
25 процентов от общего числа радиослушателей начали слушать "Голос России" в последние пять лет. Объем ежедневного вещания "Голос России" на весь мир составляет 151 час.

Цитаты
"Голос России” делает хорошее дело, обеспечивая объективное освеще-ние самых сложных процессов, происходящих в России. Это делает внешнюю по-литику страны более понятной для заграничной аудитории". Андраник Мигранян, нью-йоркское отделение Института демократии и сотрудничества.
"У любого человека должна быть возможность получать информацию из многих источников, а не только от Си-Эн-Эн. Если американец хочет узнать боль-ше о России, он для формирования своего собственного мнения должен слушать также "Голос России”". Майк Сефанов, московский продюсер Си-Эн-Эн.

Цифры
Вещательные возможности "Голоса России" охватывают 38 языков. Радио-станция звучит в эфире на большем числе языков, чем любая другая сеть веща-ния. Передачи "Голоса России" в том или ином формате принимаются в 160 странах на шести континентах. Радиостанцию хвалят за сохранение масштабов вещания во все более глобализирующейся медиа-сфере. По данным опроса об-щественного мнения, проведенного Международной организацией по поддержке масс-медиа (Швейцария), "Голос России" занял среди крупнейших мировых ве-щателей третье место после Би-Би-Си и "Голоса Америки".