Юрий Богомолов: В "Глухаре" его Величество Закон проигрывает его Ничтожеству Беззаконию

Название свежего сериала, что запустил Первый канал, звучит устрашающе: "Вспомни, что будет". Отвлекаясь от судеб отдельных вымышленных лиц, с которыми мы будем теперь по пятницам знакомиться, думаю, что ничего нет хуже, чем знать о своей участи в будущем.

Между прочим

В общих чертах будущее известно каждому: мы так или иначе, рано или поздно умрем. И этого достаточно. А зачем конкретика? Когда именно? Отчего? От коня своего? От бандитской пули? От скромности? От одиночества? От ума? От глупости? От запора или от поноса? Лишнее это все.

Если твое будущее уже "нарисовано", если оно уже где-то за углом тебя поджидает, то не все ли равно, как жить сегодня, что делать сейчас? Избавиться от коня, по-быстрому жениться, по-скорому развестись, бежать в монастырь, избраться в Думу, пойти в милиционеры после того, как меня научат в ментовских сериалах?

Знать свое будущее - прискорбнее, чем не знать своего прошлого. Даром что ли я всю жизнь бегаю от гадалок и выкидываю из головы вещие сны по мере их поступления. Судьба вещего Олега мне - наука.

Ответственность за Будущее - святое и правое дело. Зависимость от Будущего - пожалуй, подлейшее из рабств.

Проблема еще в том, что телевизор не все новости показывает, хотя показывает их с утра до вечера и сразу по сотне каналов одновременно. Я не имею в виду ограничения, связанные с политикой. Я говорю о научно-популярной информации, на которую, как водится, у ведущих времени не хватает.

Между прочим, все ли знают, что лет через двадцать ученые смогут предложить людям технологию вечной жизни на Земле? Продлевать ее можно будет, даже не ложась на операционный стол, чисто амбулаторным образом: пришел в клинику, доктор посмотрел, что у тебя там поизносилось, впрыснул чего надо, и гуляй до следующего планового осмотра.

Словом, живи - не хочу.

Только, было, захотел, а тут другая новость от ученых: лет через тридцать Земля накроется одним из вселенских медных тазов. Варианты такие: а) в нее врежется метеорит, б) наша планета соскочит с солнечной орбиты или, наоборот, солнце упадет на нас; пожар и потоп - в одном флаконе...

Самая последняя информация: астрономы зафиксировали, как от ярила оторвался мощный огненный протуберанец и валится на нас, грешных.

Ну, не насмешка ли это над родом человеческим? Только замаячило бессмертие и сразу - помирай?..

Ввиду близкого апокалипсиса как-то странно со всей серьезностью и с должной глубиной обсуждать очередные повороты в скандале вокруг Пугачевой. Или пережевывать в который раз подробности любовного треугольника - Ленин, Крупская, Арманд ("Советские биографии. Надежда Крупская", НТВ). Или искать ответ на вопрос, заданный Михаилом Швыдким на "Культурной революции", что первее: экономика или идеология? Или размышлять о значении в истории нашего телевидения личностей Александра Гордона и Анатолия Кашпировского? ("Познер", Первый канал, "Временно доступен", ТВ Центр и "Анатолий Кашпировский", НТВ). Или сожалеть о предстоящей разлуке с капитаном милиции Глухаревым из сериала "Глухарь", показ которого был прерван на минувшей неделе?

Странно не странно, а надо.

Умри, но не сегодня

О сериале "Глухарь" порассуждать надо отдельно, хотя бы потому, что его популярность в новом сезоне взметнулась выше неба: доля под 30%, рейтинг за 10%. Впрочем, есть и другие основания.

Мне о нем пришлось писать еще в прошлом сезоне. Он тогда сразу выделился на фоне прочих многочисленных ментовских сериалов. И прежде всего главным героем в исполнении талантливого артиста "Сатирикона" Максима Аверина.

Такого "мента" на отечественном экране видеть еще не приходилось. Характер у человека открытый, глаза веселые, ум проворный. И чувство юмора в придачу. И выпить - не дурак. И поколотить за здорово живешь - может. Может сурово насупиться, может расцвести простодушной улыбкой с детскими ямочками на щеках. Переходы от одного умонастроения к противоположному у него - мгновенны, как у фокусника манипуляции предметами.

Словом, мент-лицедей - талантливый, обаятельный, художественно убедительный. На такой характер нанизывай себе одно милицейское приключение за другим и штампуй один сезон "Глухаря" за другим. Если не бессмертие, то долгожительство "продукту" было бы даровано.

Мне тогда же показалось, что судьба мента Робин Гуда не беспроблемна. Сценарист Илья Куликов в сотрудничестве с режиссером Гузель Киреевой в конце концов не могли не наступить на больную мозоль охраняющей нас милиции - на ту, на которую надавил еще сериал "Место встречи изменить нельзя". Это когда сцепились Жеглов и Шарапов по части законности и справедливости. Тогда противостояние ушло в песок. Стороны разошлись с миром.

Потом оно не однажды вспухало. Последний раз это случилось в "Ликвидации", где на сей предмет столкнулись одесский милиционер Давид Гоцман и столичный маршал Георгий Жуков. Моральную победу за явным преимуществом можно было присудить одесситу.

В "Глухаре" его Величество Закон проигрывает его Ничтожеству Беззаконию, свершаемому во имя справедливости, по всем статьям.

Условные граждане из сериала могут быть благодарны новоиспеченному Жеглову. Он им помог, наказывая зло своими испытанными методами: у одного из негодяев выбил признательные показания кулаками и дубинкой, другого просто запугал, третьего шантажировал и т.д. Но сам Глухарев постепенно теряет обаяние. Закон, хорош он или плох, не та субстанция, которой можно постоянно изменять без ущерба для себя.

С течением сериала замечаешь, что расследуемые правонарушения - не суть, не самое интересное. Интересны нравственные и правовые коллизии, в которые раз за разом вляпываются и Глухарев, и его начальница-любовница Ирина Зимина, и стажер Коля, который почти так же наивен и правоверен, как фронтовик Шарапов.

Всякий раз все они, так или иначе, из них выпутываются. Но спираль разлада между законностью и справедливостью закручивается все туже.

Первый сезон "Глухаря" кончился на драматической ноте: закадычные друзья Глухарев и Антошин поссорились по гроб жизни. Антошин без суда и следствия приговаривает бандита к расстрелу и сам исполняет приговор. Концы на некоторое время удается спрятать в воду.

Но по осени они всплыли. Их снова удается спрятать, теперь уже с помощью коррупционной сделки.

Коррупционный беспредел в милиции и становится главным героем нового сезона "Глухаря" (режиссеры Тимур Алпатов, Юрий Попович, Валерий Мызников). Появляется на экране новый герой - мент Карпов, который не во имя справедливости, а корысти ради предает Закон - он крышует бандитов.

Тем временем Глухарь впадает в депрессию, которую усугубляет "лекарство" от нее - наркотик. Из нее его вытаскивает лучший друг Ден Антошин, который, однако, снова по уши оказывается в коррупционной трясине.

Новый сезон "Глухаря", с которым мы простились до весны, заканчивается на самом интересном месте. Стало вдруг понятно, что все, с чем имел дело его герой, только - присказка. Сказка-то впереди.

Словом, смотри - не хочу.