На Урале власти запретили строить дорогу в оторванную от "большой земли" деревню

Осенью жители села Бородинка, что на севере Свердловской области, чувствуют себя "корчагинцами": они берут в руки кайла и пилы и идут ремонтировать узкоколейку - единственную дорогу, связывающую их с цивилизацией. Автомобильную, даже щебеночную грунтовку, запретили возводить... областные власти.

Запретили буквально под угрозой уголовного наказания. По региональной программе "Уральская деревня" семикилометровая дорога до Бородинки должна быть пущена в 2011-2015 годах. Следовательно, деньги на ее будущее возведение уже как бы заложены в региональной казне, и все попытки местных властей ускорить дорожный процесс воспринимаются областными чиновниками не иначе как "нецелевое использование бюджетных средств".

Если судить по карте, расстояние от Бородинки до центра местного округа - города Красноуральска - совсем небольшое. Но это только по карте. На самом деле блуждать тут по лесам, не зная тропок, можно сутками. Ни на автобусе, ни на машине через леса не пробраться. До ближайшей связанной с цивилизацией деревни Чирок - семь километров. А уже от Чирка к Бородинке ведет подгнившая узкоколейка, проложенная к лесозаготовкам еще в прошлом веке.

Катание на экстремальных аттракционах - спокойная прогулка по сравнению с путешествием по бородинской узкоколейке. Каждая минута движения на простенькой дрезине, прозванной в народе "пионеркой", по погнутым рельсам - сплошной адреналин.

- Вы тут не расслабляйтесь. Колесо в любой момент соскочить может - и перевернемся. Так что чуть что - спрыгивайте сразу же, чай, в болоте-то не утонете, - предупреждает корреспондентов "РГ", рискнувших проверить "дорогу жизни", староста Бородинки Сергей Третьяков. - Эта дорога, по которой мы едем, УЖД называется. Если расшифровать по-общепринятому - узкоколейная железная дорога, если по-нашему - "ужасная железная дорога".

По УЖД вынуждены путешествовать даже девяностолетние старики - иначе ветеранам до больницы не добраться. По погнутым рельсам добровольцы доставляют в Бородинку хлеб, необходимые продукты и лекарства. Доставка пенсии - целая инкассаторская операция: под перевозку денег всегда выделяют самую крепкую вагонетку.

Более десятка лет добивались бородинцы своего права по нормальной дороге добираться до цивилизации. Год назад, после того как со своей проблемой они достучались до федерального центра, казалось, в конце дороги появился свет. Местные власти проблемой прониклись, решили изыскать средства на "дорогу жизни". Началась отсыпка щебеночной трассы. Но через полгода отдел по борьбе с экономическими преступлениями дорогу "арестовал". Приказали всю технику угнать и отчитаться за каждый потраченный рубль.

- После проверки, к счастью, никаких уголовных дел возбуждать не стали. Однако однозначно указали, что мы поспешили, - пояснила нам случившийся конфуз начальник отдела по работе с территориями администрации Красноуральска Наталья Шутова. - Строительство капитальной дороги до деревни Бородинка должно финансироваться из областного бюджета, оно запланировано на 2011 год. Сейчас началась только разработка проектно-сметной документации. А траты муниципалитета на щебеночную дорогу представители Госстройнадзора посчитали нерациональными. По-моему, жители Бородинки уже примирились со сложившейся ситуацией и спокойно ждут запланированной трассы.

Для дополнительного спокойствия сельчан на средства спонсоров были отремонтированы две дрезины, чтобы деревенские старики чувствовали себя более уверенно на подгнившей узкоколейке и не так калечились во время экстремального путешествия. Подобную заботу чиновников староста деревни Сергей Третьяков оценивает скептически. Да и никакого спокойствия в рядах односельчан он не замечает. Из Бородинки по-прежнему от имени всех жителей во все инстанции летят письма с требованием обеспечить достойную жизнь людям не когда-то, а сейчас.