На прошлой неделе ведущие российские компании говорили на инвестиционном форуме "Россия зовет!" о необходимости реформирования корпоративного управления.
По мнению участников дискуссии, это один из важнейших аспектов, на которые следует обратить внимание в период кризиса. Сегодня в компаниях, которые генерируют серьезные доходы, обостряются именно вопросы менеджмента. Компания "Норникель", по словам ее гендиректора Владимира Стржалковского, в этом году расширила совет директоров. Теперь в его состав входят 13 человек, а не 9, как было раньше. При совете директоров создано 4 комитета: комитет по стратегии, комитет по бюджету, комитет по аудиту и комитет по вознаграждениям.
"Нельзя сказать, что система корпоративного управления в нашей компании полностью идеальна, - говорит Владимир Стржал ковский. - И нельзя сказать, что эта работа всех устраивает, но по крайней мере она представляется нам объективной и справедливой. Соответственно мы поставили работу так, чтобы совет директоров не использовал мелочную опеку менеджмента и правления компании. Мы четко понимаем, что у совета директоров свои задачи в текущей деятельности, у менеджмента - свои. Независимые директора, подчеркиваю, у нас входят в каждый комитет, а два комитета ими возглавляются. Наверное, в дальнейшем будет целесообразно увеличить количество независимых директоров в компании".
О другом примере корпоративного управления рассказал на форуме глава компании "Мечел" Игорь Зюзин: "Компания - одно из первых российских предприятий тяжелой промышленности, имеющее листинг на Нью-йоркской фондовой бирже. До сих пор мы считаем, что выполняем все требования к компаниям, которые имеют котировки на этой бирже. В настоящее время компания имеет около 100 тыс. трудящихся, объем реализации около 10 млрд долларов и, несмотря на кризис, разразившийся в мире, капитализацию больше 7,5 млрд долларов".
Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов в своем выступлении заявил, что рекомендательные нормы действующего в России кодекса корпоративного поведения пора включать в законодательство.
"В 2003 году Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг впервые в России разработала кодекс корпоративного поведения, который стал рекомендательным документом и стал определять поведение российских компаний, стремящихся к публичному обращению своих бумаг", - напомнил Владимир Миловидов.
"За прошедшие 6 лет убежденность в необходимости совершенствования кодекса корпоративного управления не уменьшилась, а, наверное, только усилилась, - подчеркнул он. - На сегодняшний день от рекомендательных норм, заложенных в этом кодексе, мы считаем необходимым переходить к постепенной интеграции правильных и нужных рекомендаций в действующее законодательство. Мы видим объективные условия для этого. За прошедшие годы многие российские компании вышли на рынок, стали реально публичными компаниями".