Многие парижане не могут прийти в себя: американская сеть закусочных намерена к концу года открыть свой ресторанчик неподалеку от входа в Лувр. А если точнее, то в подземном центре под музеем - "Карусель де Лувр".
Эту информацию подтверждают и в самом музее. При этом там ссылаются на то, что хозяева закусочной обещали обеспечить в своем заведении "высокий уровень - как кулинарный, так и эстетический".
Далеко не все в самом музее согласны с таким соседством, полагая, что оно принесет "дурные запахи" в его стены. Обескуражены и многие ценители искусства за его пределами. "Что получается? - возмущается искусствовед Дидье Рикнер. - Завтра там станут торговать бигмаками, а послезавтра откроют магазин с дешевым тряпьем?" "К культуре не приучают с помощью кафетериев или каких-то лавочек, - вторит ему историк Бруно Фукар и добавляет: - Лувр - дворец, и не надо превращать его в нечто среднее между супермаркетом и аэропортом".
То, что "Макдоналдс" ухватился за возможность обосноваться в Лувре, яснее ясного: для его имиджа это несомненный и огромный плюс, тем более если учесть, что заокеанская сеть отмечает вскоре тридцатую годовщину деятельности во Франции. Что касается самого музея, то, когда под ним строился центр "Карусель де Лувр", где разместились десятки кафе, магазинов, галерей, было решено, что их коммерческая деятельность так или иначе должна быть связана с культурой, "искусством жизни", которым, несомненно, является и французская гастрономия.
- Если исходить из этой логики, - поделился с "Российской газетой" директор научно-исследовательского института по вопросам культуры Жан-Мишель Тобелем, - то там следовало бы открыть заведение с национальным колоритом, а не закусочную американской сети фастфуда. Откровенно говоря, у меня такой выбор вызывает по меньшей мере удивление.
По словам господина Тобелема, музей получает часть доходов от эксплуатации всех магазинов и бутиков, разместившихся по соседству с Лувром.
- Вполне могу допустить, что в дирекции решили, что "Макдоналдс" даст высокую прибыль, а значит, увеличится и отчисляемая музею доля, - полагает он.- Но в этой логике нельзя заходить слишком далеко, иначе произойдет девальвация храма культуры.
Дело в том, что крупнейшие музеи Франции, такие как Версаль, музеи д Орсе и Лувр и другие, являются государственными учреждениями. Однако их руководство имеет довольно большую свободу в плане коммерческой деятельности. Раньше Лувр, к примеру, финансировался преимущественно государством. Сейчас картина иная: половину его бюджета в 250 миллионов евро в год составляют суммы, которые музей зарабатывает самостоятельно. Это билеты, меценатство, целевые экспозиции и пр., включая дивиденды от ресторанов, которые находятся как внутри Лувра, так и в непосредственной близости от него.
- Проект разместить "Макдоналдс" в музее мне не нравится, - резюмирует Жан-МишельТобелем. - Думаю, что вокруг него будет еще много шума. Может появятся и иные коммерческие предложения, которые окажутся более достойными главного музея страны. В принципе я ничего не имею против американского фастфуда, но его место все-таки не в Лувре.