ВИЧ-инфицированная жительница Казани не может добиться опеки над младшим братом

Верховный суд Татарстана отказал Светлане Изамбаевой в опеке над братом после смерти их матери, так как молодая женщина имеет ВИЧ-позитивный статус.

Добиться, чтобы чиновники разрешили взять к себе 10-летнего братишку, она не может больше полугода. Сначала Сашу отдали в чужую приемную семью, а теперь и вовсе решили пристроить в детский дом. В августе Авиастроительный районный суд Казани оставил без рассмотрения заявление 28-летней Светланы Изамбаевой. Тогда женщина была вынуждена обратиться в Верховный суд Татарстана. Но и тут в требованиях Светланы было отказано. Пока шли разбирательства, приемная мать из чувашского села Игорвары отказалась от опекунства.

- Как только трагически погибла мама, мы с мужем тут же решили взять брата к себе, - рассказывает корреспонденту "РГ" Светлана Изамбаева. - У нас есть небольшая, но собственная квартира в Казани, он мог бы здесь учиться в хорошей школе, я уже и секцию для него присмотрела, и главное: он будет рядом с близким ему человеком.

Заявление с просьбой оформить опекунство сначала рассматривалось в органах опеки и попечительства администрации Цивильского района Чувашии. Ответ чиновников был категоричным - "несовершеннолетний Александр Изамбаев уже проживает в приемной семье и не нуждается в дальнейшем жизнеустройстве... Ваше заболевание является инфекционным, а пациенты с таким диагнозом находятся на диспансерном наблюдении пожизненно".

Светлана посчитала этот "приговор" несправедливым. Во-первых, мальчика отдали в приемную семью без письменного отказа от опеки близких родственников. Во-вторых, медики уже давно доказали, что с ВИЧ-инфекцией можно жить безопасно.

Светлана воспитывает двоих собственных совершенно здоровых малышей. И не понимает, почему не может забрать родного брата.

По словам председателя Межрегиональной правозащитной ассоциации Павла Чикова, в России есть постановление правительства, запрещающее опекунство людям, больным инфекционными заболеваниями, до снятия их с диспансерного учета.

- Но этот документ был принят 13 лет назад и на сегодняшний день морально устарел, - говорит Чиков. - Во-первых, это заболевание пожизненное, ВИЧ-положительные люди не могут сняться с учета. Во-вторых, по признанию Всемирной организации здравоохранения, ВИЧ-инфекция теперь считается не опасным, а контролируемым заболеванием, которое не передается бытовым путем. Людям, живущим с ВИЧ, в России не запрещено растить собственных детей, а усыновление - это просто иной способ реализации родительских прав. При рассмотрении вопроса об опеке соцработники должны были в первую очередь выбирать лучшие условия для проживания и обучения ребенка. Очевидно, что у сестры они хорошие, к тому же сам мальчик хочет проживать именно с ней.

Кстати

В 2005 году Координационный совет по проблемам ВИЧ/СПИДа Министерства здравоохранения и социального развития РФ под председательством Геннадия Онищенко уже выходил с предложением изменить существующее постановление правительства РФ N 542 в связи с тем, что ВИЧ-инфекция не передается бытовым путем и не представляет угрозы для здоровья усыновленных детей. Однако эта инициатива пока так и осталась на бумаге.