06.10.2009 23:40
    Поделиться

    Британцы отказываются видеть экс-премьера Тони Блэра во главе Европы

    Британские тори пишут челобитную турецкому султану. В роли "Султана" для них выступает чешский президент Вацлав Клаус.

    Письмо это символическое, в виде большой доски для сбора обращений и подписей от всех желающих. Челобитная взывает к Клаусу, чтобы тот потянул подольше с ратификацией Лиссабонского договора. И дал тем самым возможность консерваторам успеть вскочить в Вестминстер в качестве правящей партии, а их предводителю Дэвиду Кэмерону - обосноваться на Даунинг-стрит.

    Если пан Клаус не подведет и потянет резину до следующей весны, то мистер Кэмерон, взяв власть на парламентских выборах - а в том, что возьмет, кажется, в Британии никто уже не сомневается, успеет объявить у себя на Альбионе референдум по Лиссабонскому договору. И тогда - трепещи Европа! - вся задуманная конструкция стройного управления старым континентом может зашататься как колосс на глиняных ногах.

    Лондон, окрасившись в голубые цвета партии тори, и в самом деле может вставить палки в колеса единой Европы. На Альбионе окопалось множество островных изоляционистов, которым и в страшном сне не приснилось бы делегировать власть из Вестминстера в Брюссель.

    Особенно отличаются евроскептицизмом сторонники правого крыла Консервативной партии. Пока у власти 13 лет подряд находились лейбористы, роман британцев с Европой развивался более-менее успешно. В частности, лейбористское правительство ратифицировало Лиссабонский договор без референдумов. Однако тори устами своего вожака Дэвида Кэмерона обещали, что непременно посоветуются с собственным народом. И проведут референдум по типу ирландского, если только к моменту их прихода к власти все 27 государств ЕС не дадут Договору "зеленый" свет. Исходом такого референдума на Альбионе с немалой долей вероятности может стать "но пассаран!" Лиссабонскому договору, а то и окончательное отчаливание Британии от евроберегов.

    Европейский вопрос стал особенно актуальным для британцев после того, как вместе с ирландским одобрением лиссабонского соглашения на горизонте замаячили очертания нового евроаппарта во главе с экс-премьером Тони Блэром. Однако не для того англичане стаскивали опостылевшего им Блэра с премьерского кресла, чтобы усадить его в кресло президента Евросоюза и получать от него указующие директивы. Кроме того, откровенно трагикомичной будет сама по себе ситуация, если одновременно с тем, как к власти в Британии придут консерваторы, на трон в Брюсселе воссядет прогнанный ими лейборист.

    Между тем совершенно очевидно, что более вероятной кандидатуры на этот пост сегодня не существует. Блэра горячо поддерживают европейские тяжеловесы - Саркози, Меркель и Берлускони, да и Браун в свое время обещал бывшему патрону поддержку. Нежные чувства к Тони со стороны госпожи Меркель - а ее голос в этом деле считается решающим - по мнению британских дипломатов, есть не что иное как часть ее большой политической игры, в результате которой Германия и Франция получат ключевые финансовые посты в следующей Европейской комиссии.

    То, что происходит сегодня в Британии, иначе как блэрофобией не назовешь. И правы, наверное, те, кто утверждает: худшего способа "сторговать" британцам Европу, нежели поставить во главе ее Блэра, просто нельзя было придумать.

    Между тем

    Подобные настроения британских консерваторов вызывают у европейцев законные опасения, что особо дружеских отношений у Европы с Альбионом при Дэвиде Кэмероне не будет. Поэтому укрепление позиций консерваторов в Британии вызвало, как замечают местные комментаторы, тревогу в Брюсселе. Ходят слухи, что члены Европейского парламента объявляют войну Дэвиду Кэмерону.

    Поделиться