Моя собеседница - Марианна Гомес - первая и пока единственная иностранная балерина, работающая по контракту в труппе Большого театра. Мы заказываем кофе, и Марианна начинает рассказывать про свою жизнь - удивительную, захватывающую и порой невероятную.
Начало похоже на истории многих бразильских девочек. В семь лет Марианна увидела по телевизору балет и, конечно, решила стать балериной. Но на этом мечта заканчивалась. Родители девочки не могли оплачивать занятия в балетной школе - папа Марианны работал торговым агентом, мама - секретаршей. Семья, кстати, и по сей день живет в северо-восточном бразильском штате Баия.
Марианна все же нашла выход, она отлично училась в школе и попросила у родителей разрешения использовать стипендию, которую ей платили за высокую успеваемость, для оплаты занятий балетом. Еще через несколько лет 14-летняя девочка снова увидела по телевизору свою мечту- показывали школу Большого театра в городе Жоинвилле (южный бразильский штат Санта-Катарина). И снова решение было принято немедленно: она должна продолжить свое обучение именно там. И снова не было денег, но и тут поддержка пришла извне - подруга семьи взяла все затраты на себя и отвезла Марианну в Санта-Катарину на вступительные экзамены в единственную за пределами России школу Большого театра.
Конкурс был трудным. Из Москвы приехали легендарные Васильев и Максимова, а с ними и незабвенная Евгения Федорова примчалась в Бразилию, чтобы выбрать лучших.
Марианну в школу Большого приняли, и началась новая жизнь вдали от дома, которая продолжается и по сей день. Вскоре она показала, на что способна, и к концу первого года обучения была признана лучшей ученицей школы. А спустя еще четыре года выиграла свою вторую стипендию. Стипендия давала право прохождения годовой стажировки в самом Большом театре.Каково это - девушке из далекой Бразилии оказаться одной в огромном незнакомом городе?
- Поначалу ничего не понимала. Я жила в русской семье, и там все было по-другому: обычаи, кухня, язык, чужой климат, огромное расстояние, отделявшее меня от Бразилии, - улыбается Марианна.
Но она и не думала унывать. Совсем наоборот - развила в себе привычку, которой верна и сегодня, - работать больше других и в праздники, и в выходные. Кстати, это помогало скрасить одиночество.
Наградой за труд стал годичный контракт. Впервые за долгую историю Большого контракт на работу в столице мирового балета удалось подписать иностранке.
И опять на долю Марианны выпало непростое испытание. Она еще плохо говорила по-русски да и английским владела не то чтобы свободно... Вот и почувствовала вдруг себя совсем чужой. И дело не только в языковом барьере. По ее словам, кто-то из новых ее коллег, почуяв в ней конкурентку, отнесся к ней явно не по-дружески (что в балетной среде отнюдь не редкость), а кто-то решил, что Марианна чья-то протеже и что долго в Большом не выдержит...
Так или иначе, но три месяца прошли без единого выступления, без единой роли. Забытая , как ей казалось, всеми, Марианна продолжала искать свое место, работая по 8-10 часов в день, и разучивала балетные партии так, будто уже сотни раз исполняла их на сцене. Однажды директор театра увидел, как она репетирует в одиночестве, когда все остальные уже разошлись по домам. С этого момента Марианна стала танцевать на сцене, ей стали предлагать роли. Так она стала настоящей балериной Большого.
- Помнишь, как в первый раз вышла на сцену?
- О, Боже, этот момент я не забуду никогда! В тот вечер давали "Жизель". Я вышла на сцену, и единственное, что я увидела, была огромная люстра под потолком зрительного зала. Тут я и поняла, я действительно в Большом!
Не так много времени прошло, как Марианне выпало новое испытание - международный конкурс балета в Италии. Итог - второе место и серебряная медаль.
Этот успех стал еще одним подтверждением ее таланта, настойчивости и преданности делу. Кроме того,она получила в награду новые роли, продление контракта и признание коллег - прославленная на весь мир труппа наконец-то приняла ее как равную.
Но жизнь талантливой бразильской балерины по-прежнему далека от идиллии. Марианна получает... скромную зарплату, на которую не позволишь себе излишеств, скучает по семье, у нее мало друзей, а длинными московскими зимами ей очень не хватает щедрого бразильского солнца... Но все эти жертвы, считает она, пустяки, ведь она переносит их ради страсти к русскому классическому балету. И в награду Марианна получила то, о чем мечтала, - стала настоящей балериной Большого.
...Смотрю на эту по сути еще девочку, худенькую, приветливую, воспитанную, очень красивую. И понимаю одновременно - передо мной человек сложившийся, с волевым характером, твердостью в суждениях. Наверное, без этого не получилась бы из нее настоящая балерина, одна из лучших в Большом театре!
А что же Бразилия? Cтрана, как часто бывает, не знает своих героев. Ни в школе в Жоинвилле, ни в театрах не помнят Марианну. Выходит, ей снова предстоит борьба - на этот раз, чтобы получить признание у себя на Родине?