07.10.2009 09:30
    Поделиться

    В высоких ценах на бензин "виноваты" не только нефтяники

    ФАС вновь обратила внимание нефтяников на неоправданно завышенные оптовые цены на нефтепродукты в августе-сентябре 2009 года. Об этом заявил в эфире информационного телеканала "Вести" заместитель руководителя службы Анатолий Голомолзин.

    В частности, как сказал Голомолзин, "в мире происходит существенное снижение цен на нефтепродукты и в оптовом, и в розничном звене. Скажем, в рознице, цены в западных странах снизились по сравнению с периодом максимальных цен в июле прошлого года где-то в 1,3-1,9 раза, в зависимости от вида нефтепродуктов. В России не произошло такого снижения, цены с начала этого года уже обогнали потребительскую инфляцию".

    Однако сами нефтяники отмечают, что цена на бензин снижаться не может хотя бы той причине, что ежегодно растут тарифы на услуги естественных монополий, которые, в конечном итоге, и закладываются в стоимость продукта нефтепереработки. При этом, отмечают они, цена на бензин в текущее году все-таки снизилась, хоть и не намного. Можно, конечно, снизить и еще, но тогда отрасль окажется совсем в тяжелом состоянии.

    В прошлом году, напоминают эксперты, впервые за десять лет добыча нефти в России сократилась на 2 процента. К концу текущего года удаться наверстать 0,3 процента. Однако сокращение добычи будет иметь далеко идущие последствия. Особенно на фоне другой важнейшей проблемы отрасли - высокой стоимости бензина в нашей стране. В этой самой цене на бензин и зарыты проблемы отрасли, доставшиеся нам в наследство от Советского Союза. Бензин у нас дороже, чем в большинстве стран-импортеров. Кризис, правда, несколько переломил эту тенденцию, и цены на бензин в России стали ниже европейских, но все равно выше американских.

    Как известно, у нас в его цене "сидит" почти 60 процентов налогов, в Европе эта цифра доходит до 70 процентов. В США ситуация другая, там ТЭК социально ориентирован. И, в частности, цена бензина в доллар за галлон долгое время была "священной коровой", а цены в 70-80-е годы регулировались напрямую указами президента. В России нефтяную отрасль пустили фактически на самотек. А глубокий кризис, который в настоящее время переживает нефтяной комплекс в связи с обвалом мировых цен, связан с тем, что мы вывозим на экспорт более трех четвертей добываемой нефти в сыром и переработанном виде, а поэтому и убытки колоссальны. Поэтому сегодня, считают эксперты, надо говорить не об увеличении добычи, а о сокращении потребления нефти на производство одного и того же объема качественной продукции. Для чего следует использовать глубокую переработку, которая даст сокращение потребления нефти на производство нефтепродуктов примерно на треть, а в сочетании с энергосбережением и применением альтернативных видов топлив - в полтора и более раз. В России из тонны нефти, добавляют эксперты, производится порядка 140 литров бензина, в США - 440. Вот и весь расклад.

    Напомним, что впервые вопрос о повышении эффективности глубокой переработки нефти встал в начале семидесятых годов прошлого века. Программа так и не была реализована, появились лишь ее небольшие фрагменты - заводы в Мажекяйе, Павлодаре, но к России они имели мало отношения. На территории самой Российской Федерации был построен только Ачинский НПЗ,  но и он не предназначался для глубокой переработки нефти.

    Так что, учитывая нашу запущенную, неэффективную переработку, нечего грешить только на нефтяников, смотря на ценники на бензин. Ведь еще в середине восьмидесятых годов  говорилось о том, что проводить модернизацию отрасли надо было вчера. Прошло уже четверть века, и сейчас средний срок службы нашей аппаратуры и оборудования составляет более 40 лет. А должен составлять не более 10-15 лет.

    Возьмите, к примеру, те же Штаты. В семидесятые годы, арабские страны ввели эмбарго против США, и перед американцами встала проблема, как выйти из энергетического кризиса. Справились они с этой задачей блестяще, выйдя к началу девяностых годов совершенно обновленными, сократив примерно на треть потребление нефти - примерно с 800 миллионов тонн до 550 миллионов тонн в год. Для реализации задачи они в экономики осуществили два мероприятия.

    Первое - углубление переработки,  второе - энергосбережение. Да, средства требовались немалые. Так вот, президент США лично бегал в конгресс, выбивал ассигнования, привлекал капитал банков, снижал ставку рефинансирования, давал компаниям льготы по налогу на прибыль. Словом, использовал прямые рычаги господдержки. Дальше, к началу девяностых годов, если предприятие не справлялось с задачей этилированного бензина, ему давалось еще пять лет, чтобы довести программу до конца. Но предоставленные ранее льготы уже отменялись. А  если задача так и не была выполнена, начинались жесткие санкции.

    У нас в стране такое представить сложно. И вместо реальной помощи мы пытаемся стимулировать модернизацию отрасли косвенными налогами, когда нужны средства на то, чтобы провести это кошмарно затратное мероприятие. И становится смешно, когда говорят  о стимулировании отрасли посредством косвенных налогов, которые, так или иначе, ложатся на потребителя, или путем "запирания" мазута повышенной экспортной пошлиной (что категорически противопоказано, если мы не хотим загробить отрасль, создав при этом дефицит всех нефтепродуктов). Здесь требуется не стимулирование, а ресурсоемкие и капиталоемкие вложения, которые оцениваются в десятки, а то и в сотни миллиардов долларов. По оценкам экспертов, отрасли для этого требуется порядка 300-400 миллиардов долларов.

    Можно, конечно, снизить и налоговую нагрузку, как это предлагают сделать нефтяники, прежде всего, за счет снижения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Но для этого надо иметь серьезное экономическое обоснование.

    Причем действовать главам компаний придется консолидировано, несмотря на то, что хотя проблемы у всех разные. "Сургутнефтегаз", например, озабочен расходами на прокачку нефти на Восток. "Роснефти" нужны колоссальные средства для модернизации. Но вот если бы нефтяники сумели бы представить консолидированные расходы программы развития и модернизации нефтяной отрасли, к примеру, на 30 лет, и при этом показать свои финансовые возможности, государство могло бы пойти на оказание им господдержки. Однако делать это необходимо взвешенно с учетом интересов бюджета, несущего на себе колоссальные социальные обязательства.

    Подходить к решению проблем нефтяной отрасли надо не фрагментарно, а системно. Требуется принимать решения на государственном уровне по экологическим проблемам и по повышению эффективности использования углеводородного сырья. А уже в этих рамках реализовывать мероприятия по модернизации предприятий нефтяного комплекса.

    Между тем

    Среднероссийская цена на автобензин марки Аи-92 в течение 1 недели октября снизилась на 716 рублей и составила 24 845 рубля за тонну. Об этом говорится в материалах ИЦ "Кортес". Цены (включая налоги) на нефтепродукты на 5 сентября составили: автобензин марки А-76/80 - 23 2182 руб/т, автобензин марки Аи-95/96 - 27 056 руб/т, дизельное топливо летнее - 14 709 руб/т, дизельное топливо зимнее - 16 343 руб/т, мазут топочный - 9 616 руб/т, авиационный керосин - 15 650 руб/т.

    Поделиться