В первую неделю сентября правительство президента Лулы представило в Национальный Конгресс четыре законопроекта, касающихся добычи и распределения доходов от продажи нефти в предсолевом слое.
Эта тема стала еще одним поводом для недовольства оппозиции. Основная претензия к правительству - у министров было время, чтобы вынести эти законопроекты на обсуждение общественности, но это не было сделано. Сейчас, по мнению оппозиции, правительство хочет форсировать ситуацию и принять законы в ускоренные сроки. Спустя неделю после поступления в Конгресс законопроектов, депутаты предложили уже более 200 поправок, это дает представление о том, какая нешуточная борьба предстоит в ходе их принятия.
Первый проект предусматривает изменение системы добычи на разделительную: добытая нефть распределяется между федеральным правительством и частной компанией, отвечающей за добычу. (Сегодня правительство работает по принципу концессий - частная компания выплачивает роялти от добытой нефти.) Второй законопроект предусматривает создание государственной компании Petro-Sal, на которую ляжет управление освоением предсолевого слоя. Она будет представлять государство в концорциумах, создаваемых для добычи нефти.
В третьем законопроекте идет речь о создании социального фонда, куда должны направляться госсредства, полученные от освоения предсолевого слоя. Эти деньги планируется вкладывать в социальную сферу, научно-технические, образовательные, культурные программы, а также в защиту окружающей среды. Четвертый законопроект посвящен капитализации Petrobras. Федеральное правительство намерено передать компании права на добычу фиксированного объема нефти в обмен на деньги или гособлигации. Проектом предусмотрен лимит в 5 миллиардов баррелей.
Президент Лула выразил уверенность, что законопроекты будут приняты, и напомнил, что поправки к ним необходимо обсуждать и ставить на голосование демократическим путем.
- Было бы труднообъяснимо, если бы я направил в Конгресс проект с грифом "запрещается что-либо менять". Я отправляю его в Конгресс именно потому, что там представлена общественность, которая будет проект обсуждать и совершенствовать его. Меня совершенно не заботят поправки. Меня заботят сроки голосования, - сказал президент.