Взяться за эти заметки меня заставило сообщение на сайте русского прихода в Рио-де-Жанейро. Там в очередной раз упомянули о том, что бразильцы порой воспринимают православие как что-то экзотическое, далекое от них, даже как некую секту. Ну что ж, давайте поразмыслим, почему так получилось и что сделать, чтобы изменить такое мнение.
В Бразилии, увы, до сих пор чувствуется большой дефицит объективной информации и о России в целом, и о Русской православной церкви в частности. И это - на фоне неподдельного интереса простых бразильцев и к русским, и к их вероисповеданию.
В католических книжных магазинах хороший выбор литературы на португальском по иконописи, агиографии и восточному богословию. А когда в 2008 году проводились "Дни России в странах Латинской Америки", нам посчастливилось в нашем храме вознести молитвы перед иконой Божией Матери "Державная", которую специально для этого доставили на самолете из Подмосковья. В день памяти святой Зинаиды мы доставили икону на вершину горы Корковадо - к подножию знаменитой статуи Христа Спасителя и впервые отслужили там православную Литургию. А знаменитый хор Сретенского монастыря сопровождал богослужения и потом дал в городе светский концерт.
Хорошо бы, чтоб это не осталось разовой акцией. Но и в отсутствие подобных масштабных мероприятий наш храм всегда открыт для посещения. Действует сайт прихода со священными текстами на португальском. И все мы понимаем главную свою задачу - задачу объединения всех православных Рио-де-Жанейро объединяться и вместе трудиться над созданием нового образа православия в умах бразильцев. Именно для этого мы договорились в Неделю торжества православия служить попеременно в одном храме и всем вместе.
Существует, конечно, еще немало специфических проблем у православных приходов за рубежом. И самая опасная из них - духовная ассимиляция. Ведь это нехорошо, когда человек, находясь далеко от Родины, со временем теряет свою национальную самобытность. Он перестает быть патриотом своей Отчизны. И то же самое происходит, если он со временем перестает осознавать себя в единстве со своей Церковью. Перестает понимать свою конфессиональную сущность. Попробую тут использовать может быть рискованное сравнение. Насколько я знаю, работникам консульств установили сроки для зарубежной командировки в 3-5 лет, и - домой. Мне думается, что-то подобное следует установить и для батюшек, ему тут еще сложнее нести службу, ведь он совсем один. Ни тебе собратьев-священников, ни паломничеств по святым местам, ни монастырей, ни духовника. До благочинного полторы тысячи километров, а владыка живет в другой стране...
Думаю, российским читателям было бы интересно узнать какие-то подробности о наших прихожанах. Кто они? Отличаются ли от прихожан на Родине? Какие заботы у них?
Каждый прихожанин приносит в общину что-то свое. Нас совсем немного, от силы 50 семей. Зато с каждым лично мы близко знакомы. Каждой семье мы освятили жилище и, конечно, живем одними интересами.
Александр Кириллов, например, мне много помогает в изучении истории нашего прихода. Наш староста Димитрий Николаевич Лунин - мой ближайший помощник и по самым сложным, и по всем повседневным вопросам. Милица Бакич - на нее всегда можно положиться, когда дело касается организации трапезы на большие праздники. На Всенощных много помогают православные бразильянки Клавдия и Мария. Хабиб Абдуче - православный сириец - наш щедрый благотворитель. Уже и не перечислить всех его приношений. Наши алтарники - Роман Кунен и Маркелл Пайва. Роман учится в Джорданвилле в православной семинарии, и они с Маркеллом ведут катехизаторские беседы со вновь приходящими бразильцами.
И наконец, матушка Екатерина - практически все приходские вопросы решаются через нее.
Как видите, нас немного, но живем мы дружно, стараясь в полной мере выполнять свой долг перед Всевышним.