Новости

07.10.2009 00:30
Рубрика: Общество

Объективно

Читателей "Российской газеты" стало больше, чем было до кризиса

Известный "статистик" медиа-измерений компания TNS Gallup Media опубликовала новые данные

О рейтинге изданий, показывающие динамику численности читательской аудитории ведущих ежедневных газет с сентября 2004 по июль 2009 года. Статистика показывает, что читателей у "Российской газеты" существенно прибавилось. Причем основное число новых читателей "РГ" приобрела в период кризиса.

Экономические потрясения последнего года сильно ударили по всем отраслям экономики. СМИ не стали исключением. Тяжелое финансовое положение компаний заставило их сократить долю рекламных расходов - основной источник выживания средств массовой информации. Большое количество рекламных денег перетекло в Интернет, поставив многие печатные СМИ на грань выживания. Падение началось еще в августе 2008 года. Самый сильный удар по СМИ пришелся на период до февраля 2009 года. Именно в этот период газеты демонстрировали резкое падение тиражей, в том числе и "РГ". Тогда аудитория одного номера "РГ" составила чуть менее 1,2 млн человек. Можно сказать, что в феврале этого года "РГ" прошла свою "точку кризиса". Однако вскоре после этого начался стабильный рост интереса читателей к изданию. Уже в июле 2009-го аудитория одного номера "РГ" составила чуть менее 1,4 млн человек.

Конечно, увеличение рейтинга для любого издания - это не просто положительный момент, а вопрос жизнеспособности. Но в случае с "РГ" данные, говорящие о росте спроса на информацию, имеют еще и социально-экономическое значение. Сегодня в "Российской газете" читатели видят не просто новостное издание, а площадку, где власть информирует наших сограждан, что она делает для преодоления последствий экономического кризиса. И не случайно интерес к изданию вырос именно в это время.

За последние два года власть стала более информационно открыта, причем на самом высоком уровне. Президент Дмитрий Медведев регулярно общается с гражданами и лично информирует их о позиции власти по тем или иным вопросам. Пример с президента уже взяли многие политики, чиновники и ведомства.

Интернет пока доступен не слишком большому количеству россиян. Все-таки основным источником информации для них являются телевидение и печатные СМИ. Фактически можно говорить о том, что власть быстро откликается на тот увеличившийся во время кризиса информационный запрос, который ему посылает общество. Ведь только открытый диалог между властью и обществом способен привести к конструктивным результатам. И очень показательно, что в период экономических потрясений растет спрос на информацию от таких изданий, как "Российская газета".

Изменение рейтинга изданий в период с сентября 2004 по июль 2009 года

Мнения экспертов

Текст: Елена Кукол

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы:

- В октябре прошлого года, во время самой острой фазы кризиса, от чтения газет, на мой взгляд, отказались две категории людей. Первая - это фаталисты, которые считали, что положение безнадежно и бороться со стихией кризиса бессмысленно. Вторая - так называемые страусы, предпочитающие узнавать хорошие новости и прятаться от плохих. Большое падение аудитории "РГ" стало эмоциональной реакцией прежде всего этих групп читателей. Первая разочаровалась в способности властей противостоять кризису, вторая - отреагировала на то, что быстро "погасить" кризисные явления не получилось.

Восстановление интереса к "РГ" с весны этого года показывает, что читатели поверили в преодоление кризиса и ведущую роль в этом играла политика власти. Сказался и еще один фактор: официальная позиция была все же более оптимистична, чем точка зрения независимых экспертов. А люди, возможно, устали от негатива. В то же время, на мой взгляд, коммуникативная политика государства во время острой фазы кризиса была в целом правильной. Представители власти высказывали убежденность, что ситуация находится под контролем, и при большой неопределенности в экономике это стало стабилизирующим фактором. Ведь часто в условиях кризиса негативные прогнозы становятся самосбывающимися. Однако уже в ближайшее время, при прохождении самого опасного периода, нам надо будет подойти к серьезному обсуждению уроков кризиса и не пытаться делать вид, что все проблемы в российской экономике были связаны только с внешними факторами.

Газете я бы порекомендовал больше обращать внимание на последствия тех решений, которые принимает власть, - отслеживать их судьбу, анализировать, как конкретные меры сказываются на положении в экономике, социальной сфере. Это важно и с точки зрения текущей ситуации, и в плане ее последующего развития. Могу подсказать тему. Главным индикатором состояния экономики служит такой показатель, как инвестиции в основной капитал. В нем сходится все: и ожидания участников рынка, и положение банковской системы, и показатели по притоку и оттоку капитала.

Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития:

- Не думаю, что основная проблема с сокращением аудитории газет была в цене на издания. Хотя, конечно, и это сыграло свою роль. И особенно для тех, кто покупает газеты в ларьках. При этом читательская база "РГ" - это средний класс и люди с более низким достатком. Они сначала были испуганы кризисом, стали экономить на всем, включая приобретение газет. Но потом кризис оказался не настолько жутким, как казалось вначале, постепенно восстановилась и читательская аудитория.

Но сказались и другие факторы. Читатели "РГ" - это люди, заинтересованные в официальной позиции государства, которое их опекает. Им важно знать, что происходит во власти, как она реагирует на кризис. И им, наверное, интересна официальная информация, которая для многих является еще и базой для работы. Скажем, у "Коммерсанта" и "Ведомостей" - несколько иная аудитория, настроенная более оппозиционно. И в этих изданиях нередко в основном дается критический анализ ситуации, а официальная точка зрения не излагается или опять же подается в критическом ключе.

Возможно, при восстановлении аудитории сказался и еще один элемент. В начале кризиса мы говорили о том, что должен быть диалог власти и общества и, соответственно, людям нужна информация. Первым эти пожелания услышал президент. Потом премьер-министр вменил всем в обязанность разъяснять действие власти. Начался диалог высокопоставленных чиновников с обществом.

В принципе "РГ" достигла правильного симбиоза. На страницах газеты присутствуют люди, которые высказываются в своих колонках довольно оппозиционно. Есть и те, кто несет официальную информацию. Это, наверное, устраивает среднего россиянина - он знает, что в газете можно увидеть и одну, и другую точки зрения. Я считаю успехом, что в "РГ" существует такой сплав: с одной стороны, присутствует демократическая подача информации, есть известные авторы, а с другой - показывается, как государство действует, что оно говорит. Это правильный баланс, когда есть точка зрения правителей, точка зрения интеллигенции, которая их критикует, и точка зрения простых людей, которые выступают за укрепление государства. Весь этот сплав надо сохранить, главных авторов не упустить. И так держать дальше.

Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН:

- Данные рейтинга следуют кризисной динамике. От жестокой болезни зимы 2008-2009 года к стабилизации с середины лета этого года и к первым признакам выздоровления нынешней осенью (вслед за мировой экономикой и ценами на экспорт). В кризис люди выживают, им не до газет, поэтому издания и теряли аудиторию.

На выходе из кризиса стала востребованной именно правительственная газета, потому что свои позиции усилило государство. Людям в сложные времена для принятия решений часто нужны не комментарии, а подлинные слова тех, кто управляет ситуацией. "РГ" - это "прямая речь" государства, соединенная с позицией той части экспертов, которые дорожат своей репутацией.

Я полагаю, что "РГ" нового десятилетия должна стать изданием, которое бы делало государство легким, открытым, доступным, создавало бы его имидж как генератора идей, направленных на лучшее качество жизни, на динамику роста, на поддержку всех способных людей, газетой высокой энергетики, свободы мышления и профессионализма.

Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН:

- Поменьше фетишизма в цифрах. Многочисленные заявления чиновников о том, что инфляция будет, к примеру, не 11,9 процента, а 11,8 процента, для людей не так уж важны.

Их прежде всего интересует занятость, доходы, положение в социальной сфере. Вот что является индикатором ситуации в стране. Надо показывать "героев капиталистического труда", успехи российских компаний - тем более что пока у нас продолжается засилье импортной продукции, обратить внимание на профессионально-техническое образование, которое все еще находится в загоне. Ну и хотелось бы, чтобы и правительство в борьбе с примитивизмом в экономике перешло наконец к практике.

Общество Соцсфера Социология Общество СМИ и соцсети "Российская газета"