На телеэкранах сериал "Исаев" о молодости легендарного разведчика

На "России" - премьера фильма "Исаев" о том, как разведчик Всеволод Владимиров стал Максимом Максимовичем Исаевым, известным позднее как Макс Отто фон Штирлиц из "Семнадцати мгновений весны".

Режиссер Сергей Урсуляк, автор сериала "Ликвидация", в шестнадцати сериях рассказывает, как закалялся характер Штирлица, основываясь на двух романах Юлиана Семенова - "Бриллианты для диктатуры пролетариата" и "Пароль не нужен". В первой части Исаев будет предотвращать вывоз крупной партии бриллиантов из советского Гохрана за границу, во второй - бороться с белогвардейцами на Дальнем Востоке. Каждый из этих сюжетов займет по восемь серий соответственно. Закадровый текст в картине читает Николай Губенко.

Корреспонденты "РГ" посмотрели третью и четвертую серии "Исаева" вместе с исполнителем главной роли Даниилом Страховым. А затем обсудили увиденное с ним и с режиссером Сергеем Урсуляком.

Черно-белое против цветного

Российская газета: В фильме Россия двадцатых годов показана в черно-белом варианте, а заграница - цветная. Контраст разителен. Вы этого и добивались?

Сергей Урсуляк: Это мои личные ощущения, воспоминания из советского времени. Тогда как только человек приземлялся в аэропорту другой страны, цвета становились ярче, запахи - приятнее, люди улыбчивее, жизнь - радостнее. Можно было поехать в простую Венгрию в 80-м году, чтобы увидеть, что у них газетные киоски - желтые. Даже это потрясало воображение.

Вообще в черно-белом кино художественной правды гораздо больше, чем в цветном. Когда ты придумываешь цвета, они кажутся тебе гораздо более правдивыми.

РГ: Даниил, вы сейчас в первый раз видели фильм? Какие ощущения? Исаева в показанных сериях на экране немного.

Даниил Страхов: Исаев в романах Семенова - сквозной персонаж, как и у нас в кино. Пусть лучше меня и Исаева будет чуть-чуть не хватать в кадре, чем я надоем зрителям постоянным присутствием. Впечатления? Я очень волнуюсь. Почти два года, потраченные на эту работу, заставляют мой голос трепетать. Я хочу посмотреть все кино.

Урсуляк: Даня прав. "Бриллианты для диктатуры пролетариата" - это первый роман Семенова, где появляется Исаев, который в начале только идет за событиями. Семенов в первом романе нащупывает стилистику этого героя, пробует понять, каким он будет. Во второй части "Пароль не нужен" Исаев уже более самостоятельный персонаж.

РГ: Пробы Даниила Страхова на роль Исаева были?

Урсуляк: Как его можно пробовать? Можно только утверждать.

Страхов: Мы репетировали, читали по ролям с партнерами, пытались разобраться в роли вместе с Володей Ильиным, с Борисом Каморзиным.

РГ: Была задача подобрать актера, который внешне похож на Вячеслава Тихонова?

Урсуляк: (Улыбается) Как видите, ничего общего с Вячеславом Васильевичем артист, которого мы подобрали, не имеет. Он маленького роста, толстый, лысоватый... Если говорить серьезно, конечно, образ Исаева в сознании зрителя связан исключительно с Вячеславом Василь евичем Тихоновым. При всей моей любви к Киркорову я не мог взять его на эту роль (смеется). Приходилось сузить круг претендентов до одного Даниила, которому я и позвонил. Конечно, внешнее сходство, родственность должны быть. Я не мог взять на роль курносого блондина, и у меня не было задачи сломать стереотип зрительского восприятия Исаева.

Как закалялся Штирлиц

РГ: Вы специально сохранили интонации Штирлица в "Исаеве"?

Урсуляк: Это манера, которую Юлиан Семенов подарил Исаеву, говорить "нет" в конце вопроса. Но я не требовал от Даниила "дать мне Тихонова". Он бы обиделся. Ему и так пришлось отказываться от присущих ему актерских реакций, от своей органики. Но, повторюсь, круг претендентов на роль был не широк. Молодых артистов, которые могут думать в кадре, не так много.

РГ: Будет много сцен, в которых Исаев молчит и думает, как Тихонов?

Урсуляк: В "Семнадцати мгновениях" Тихонов не просто молчал и думал. За него еще Ефим Копелян разговаривал, думал. Хотя, конечно же, у Тихонова на момент съемок в "Мгновениях" была та необходимая значительность в облике, которая позволяла ему и Штирлицу молчать и думать в кадре. Такого права у Исаева в молодости еще нет.

Страхов: Исаеву на двадцать лет меньше, чем Отто фон Штирлицу. Он моложе, легче, по-другому реагирует. Тем не менее признаю: его существование в фильме достаточно молчаливое.

РГ: Даниил, вам от многих ролей пришлось отказаться, чтобы сосредоточиться на Исаеве?

Страхов: К счастью, те предложения, которые мне стали поступать во время съемок в "Исаеве", не были "спилбергообразными", они меня не соблазнили. Плюс - на тот момент у меня не было спектаклей в театре, не надо было ездить на гастроли.

Школа молодого бойца

РГ: Как вам работалось с партнерами по фильму, ведь актерский состав подобрался внушительный?

Страхов: Мне повезло с партнерами, потому что повезло с режиссером. Чутье на актеров у него фантастическое. В ходе съемок я получал настоящие актерские подарки. Каждый партнер - событие. Сергей Маковецкий, например. Работа с ним была для меня прекрасная школа актерского мастерства. Я приходил на площадку и понимал, что сегодня со мной играет очередной, если не гениальный, то почти гениальный артист, которому нужно соответствовать, с которым нужно сыграть историю.

РГ: Сергей Владимирович, была идея пригласить Владимира Машкова, с которым вы так успешно работали в "Ликвидации", в этот фильм?

Урсуляк: Я звал Машкова. Но Володя живет не только в России, а роль, которую я ему предложил, требовала от него работы в стране в течение года. Володя - актер, который, как правило, занимается только одной ролью в один период времени. Он просто не смог поработать в "Исаеве".

РГ: Вам удалось передать атмосферу эпохи двадцатых годов. Как подбирали костюмы?

Урсуляк: Костюмы шили по журналам, некоторые подбирали уже готовые. Есть много модельеров, которые собирают старинные костюмы и дают их поносить.

Страхов: Костюм - он во многом помогает выстроить персонажа. Слава богу, запонки мне в кадре одевать не приходилось, я с трудом могу с этим разобраться... Иногда костюм мешает, но, когда мешает, это не всегда плохо. Например, у меня была жилетка, которая меня страшно раздражала. Она была сшита на другого артиста, по всей видимости, гораздо меньшего размера. Нужно было все время одергивать этот предмет гардероба, чтобы он на мне сидел. В результате, как я уже после съемок понял, мне это помогло в работе. Я из-за этой жилетки все время был в тонусе, был внутри некий "третий план" - жилетка раздражала. Так что не все, что удобно артисту, хорошо для кино.

ВОПРОСЫ

Когда смотреть?

На канале "Россия" 11 октября в 21.30 покажут сразу три серии "Исаева". Без рекламы. В понедельник, 12 октября, - 2 серии. Причем это будет повтор: для тех, кто не видел в выходной. Продолжение - в остальные дни недели, по будням, в 21.00. Уже с рекламой.

Где снимали?

Съемки начались в Севастополе, который художники превратили во Владивосток и Шанхай, Кострому и Ярославль - в Хабаровск, там, в землянках и окопах, разыгрывались батальные сцены, а Таллин сыграл "роль" Западной Европы.

Кто играет?

Помимо Даниила Страхова в картине снялись: Сергей Маковецкий, Полина Агуреева, Михаил Пореченков, Наталья Вдовина, Роман Мадянов, Константин Лавроненко, Андрей Смоляков, Андрей Мерзликин, Владимир Ильин, Андрей Бронников, Олег Кныш, Петр Ступин, Лика Нифонтова, Вадим Колганов, Петр Меркурьев, Валерий Прохоров, Сергей Угрюмов, Геннадий Юхтин, Сергей Степин, Анатолий Семенов, Борис Каморзин, Борис Быстров, Константин Желдин, Ксения Раппопорт.

Что роднит с "Семнадцатью мгновениями весны"?

"Исаева" и "Семнадцать мгновений весны" связывает не только музыка Микаэля Таривердиева, но и своеобразный "привет" от режиссера Урсуляка - молодой Исаев так же, как и Штирлиц, в минуты раздумий любит складывать фигуры животных из спичек. В тех сериях, что видели корреспонденты "РГ", Исаев складывал ежика.

Любопытно:

Сергей Урсуляк хотел пригласить в картину на роль отца Исаева Вячеслава Тихонова. Но потом передумал и отдал эту роль Юрию Соломину.