07.10.2009 23:35
    Поделиться

    Юрий Чайка пожаловался депутатам на ограниченность прав прокуроров

    Рашид Нургалиев, Александр Бастрыкин и Юрий Чайка рассказали депутатам о коррупции

    Думским либерал-демократам не дает покоя Герб Советского Союза на фасаде здания, где заседают депутаты. Они требуют демонтировать символ "несуществующего государства".

    "Место гербу бывшего СССР в национальном музее истории. И никаких отговорок здесь быть не может. Мы научились выводить спутники на орбиту, говорим о нанофикации всей страны и потешаем людей тем, что не имеем возможности технического демонтажа герба", - заявил вчера на пленарном заседании нижней палаты парламента депутат фракции ЛДПР Валерий Селезнев. Однако коллеги напомнили Селезневу, что бывшее здание Госплана на Охотном Ряду - это памятник культуры и должен сохраняться в первозданном виде. Тем более теперь на фасаде, прямо над парадным подъездом, сияет и Государственный герб России.

    А у власти сейчас немало и других забот. Например, борьба с коррупцией. Прошло уже три года с тех пор, когда министр внутренних дел Рашид Нургалиев выступал в Думе по этому вопросу. И вроде бы многое за это время удалось сделать - и в международную систему противодействия коррупции Россия успешно вписалась. И свой Национальный план у нас есть. И большинство нужных законов уже принято, и ряды борцов ширятся и в центре, и в регионах. И механизм антикоррупционной экспертизы законопроектов запущен. А похвалиться пока ни министру Нургалиеву, ни Генпрокурору Юрию Чайке, ни председателю Следственного комитета при прокуратуре РФ Александру Бастрыкину, пришедшим вчера на "правительственный час" в Госдуму, было нечем.

    Цифры, которые они приводили, безусловно, впечатляли. "Позитивная динамика" благодаря правильно организованному межведомственному взаимодействию, по словам Юрия Чайки, была. Но повода для профессиональной гордости она не давала. Разве ж можно гордиться тем, что прокурорами в этом году выявлено по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в полтора раза больше нарушений Закона "О противодействии коррупции" - "без малого 174 тысячи"? И по этим материалам возбуждено более трех тысяч уголовных дел, что почти вдвое превышает показатели первого полугодия. Разве ж можно радоваться многочисленным нарушениям порядка предоставления деклараций об имуществе и доходах, зафиксированным прокурорами, и тому, что за шесть месяцев текущего года "прокурорами выявлено почти 11 тысяч нарушений законодательства о госслужбе и свыше 50 тысяч - о муниципальной службе"? Как заметил Юрий Чайка, "нарушение требований законодательства о запретах и ограничениях, связанных с гражданской службой, допускаются в органах власти всех уровней, в том числе и руководителями. "Даже заместитель министра правительства Российской Федерации осуществлял предпринимательскую деятельность, являясь единственным учредителем общества с ограниченной ответственностью, и только после вмешательства прокуратуры прекратил это дело", - сообщил Генпрокурор, однако фамилию высокопоставленного правонарушителя называть не стал. По словам Чайки, "за преступления коррупционной направленности в первом полугодии были осуждены 532 должностных лица органов госвласти и местного самоуправления, из них 191 глава муниципальных образований, местных администраций, 11 руководителей, замруководителей органов исполнительной власти, 41 депутат местных органов самоуправления".

    Не утаили руководители правоохранительных органов и неприятную статистику о коррупции в собственных рядах. 764 должностных лица правоохранительных органов, среди которых трое - прокурорские работники, были осуждены. Нашлись "предатели" и в Следственном комитете. "25 следователей за два года привлечены к уголовной ответственности, 600 получили дисциплинарные взыскания, - сказал председатель СКП Александр Бастрыкин. Однако думцы посчитали эти цифры слишком заниженными. По мнению "единоросса" Александра Гурова, ситуация в следственных органах, лишенных прокурорского контроля, свидетельствует о другом. Этот довольно дипломатичный упрек рассердил главу СКП. "У Следственного комитета не было глубоких карманов, откуда можно было взять 18 тысяч непорочных следователей. Большая часть пришли из органов прокуратуры", - напомнил депутатам Александр Бастрыкин. И в качестве примера бескомпромиссной борьбы с коррупцией в следственных рядах председатель СКП привел "страшный случай осуждения" своего первого зама, с которым работал бок о бок семь лет. "Но мы ж не спрятали этот факт под сукно, хотя могли это сделать", - заметил Бастрыкин и заверил народных избранников, что предателей не покрывали и покрывать не будут.

    Депутаты сомнений по этому поводу не высказали. Однако Юрий Чайка не удержался от сожаления по поводу того, что изменившееся законодательство не дает прокуратуре оперативно реагировать на нарушения закона, что не позволяет их своевременно устранять. "Указания прокурора перестали быть обязательными, - пожаловался Чайка законодателям, - он не вправе направлять расследование, даже при очевидности преступления, возбудить уголовное дело, все это отдано на субъективное мнение следствия".

    ФОТО: РИА "Новости"

    Поделиться