На десятом юбилейном телекинофоруме "Вместе", который прошел в Ялте, артист Сергей Никоненко, сыгравший более 150 ролей в кино, удостоен приза имени Михаила Пуговкина. А на днях в Смоленске на аллее кинозвезд была заложена памятная звезда С. Никоненко. Во время работы ялтинского кинофорума Сергей Петрович дал интервью корреспонденту "СОЮЗа".
- Телефильм "Аннушка", снятый вами как режиссером, участвовал в конкурсной программе телекинофорума "Вместе". Почему для ленты выбран такой необычный сюжет?
- Продюсер Юрий Мацук предложил мне прочесть сценарий, название которого мы не меняли. В центре судьба двух женщин - матери и дочери. Судьба непростая, вокруг героев тоже непростое время - конец ХХ века, которое я очень хорошо знаю. Трудности были связаны с тем, чтобы найти хороших артистов, но я их нашел.
- Вам предложили тоже сыграть в фильме?
- Роль я сам себе забрал. Так не в первый раз делаю. Я снял 15 полнометражных фильмов, практически во всех играю.
- Насколько сложно совмещать актерство с режиссурой?
- Сложности возникают, но их решали еще в подготовительном периоде, когда собираешь актеров, вырабатываешь концепцию.
- Где снимали?
- На Валдае: нужна была глубинка, полузаброшенная деревенька. В Подмосковье таких деревень не найдешь.
- Как вы оцениваете уровень профессионализма молодежи?
- Профессионализм у молодых есть. Пример тому - моя картина "Аннушка". Евгений Евтушенко даже не узнал артистку, которая играла и мать, и дочь. Евтушенко написал стихи к песне, а музыку сочинил Евгений Крылатов.
- На X телекинофоруме "Вместе" вам был вручен приз имени артиста Михаила Пуговкина. Снимались ли вы с ним вместе?
- 49 лет назад я приехал в Ялту, поселился в "Ореанде", как сейчас, и на съемочной площадке познакомился с Михаилом Пуговкиным. Фильм назывался "Сердце не прощает". Тогда кинотехника была тяжелой, малоподвижной, это сломал Сергей Урусевский в фильмах "Неотправленное письмо", "Летят журавли", когда стал снимать ручной камерой, камера двигалась. Тогда в Ялте снимали по старинке, 9 месяцев, а сегодня сериал в 25 минут снимают за один день.
- Вы заканчивали мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой - у вас поистине был звездный курс.
- В 1959 году я закончил десятый класс вечерней школы и после нескольких неудач в театральных вузах поступил на актерский факультет ВГИКа, на курс Герасимова и Макаровой, где учился вместе с будущими звездами советского кино - Ларисой Лужиной, Галиной Польских, Евгением Жариковым, Николаем Губенко, Жанной Болотовой, Николаем Еременко...Сергей Герасимов, видимо, сумел разглядеть что-то свое и во мне, отбирая из сотен претендентов нескольких счастливчиков в свою вгиковскую мастерскую. Потом этот курс назвали курсом "звезд". Такого "созвездия" знаменитостей на курсе Герасимова не было, по их же признанию, со времен "молодогвардейцев" - Инны Макаровой, Нонны Мордюковой, Вячеслава Тихонова. На втором курсе я сыграл в фильме Сергея Герасимова "Люди и звери", а первую заметную роль исполнил в 1967 году в ленте "Журналист". В 1968-м поступил на режиссерский факультет ВГИКа, опять к Герасимову и Макаровой. Киноартиста век короткий и потому так сладок он... Сегодняшняя молодежь талантливая, но поспешная, берется за ответственные роли, но некоторые роли надо постигать. ТВ быстро возводит молодых в ранг звезд.
- Одним из учредителей форума "Вместе" была и студия "Беларусьфильм". Снимались ли вы в Минске?
- Много раз. Наезжал на съемки "Каменской". Впервые засветился в сериалах в роли Виктора Алексеевича Гордеева, или просто "Колобка", с Еленой Яковлевой. И понесло, поехало!
- Как работалось на "Каменской"?
- Очень помогал МВД Беларуси, консультировал, выделил настоящую группу захвата, в массовке снималась массовка "Беларусьфильма". "Колобок" - семнадцатая моя роль милиционера, которую продюсер Арсеньев оценил как лучшую. В 90-м до "Каменской" я на "Беларусьфильме" снял картину "Семьянин", где сыграл главную роль, потом "Брюнетку за 30 копеек", там же снял "Хочу в Америку" и "Не хочу жениться".
- Для многих актеров недостижимой мечтой остается сыграть Гамлета. У вас была такая роль, недостижимая мечта осталась?
- Все мои мечты уходят в русскую классику, в русскую литературу, хорошую драматургию - это как целебный источник. Артисты, которые в театре играют классический репертуар, могут комфортно себя чувствовать. Я поздно стал театральным актером, играю в антрепризах, но там большая текучка, взаимозаменяемость.
- Ваши увлечения, кроме актерства?
- Одно время я думал, что хобби у меня нет, а потом обнаружилось, что я серьезно увлекся Сергеем Есениным, после того как сыграл его в фильме Геннадия Шпаликова и Сергея Урусевского "Пой песню, поэт". Тогда-то и возникла идея создания музея в память о поэте. Я долго не мог найти адрес дома, связанного с жизнью Есенина, перерыл в местных жэках груды старых домовых книг и нашел-таки - Сивцев Вражек, 44/14. Ба! Да ведь в этом доме, где я родился и живу! Так я и стал хранителем музея и его гидом. Там есть личные вещи поэта, автографы, скульптура, живопись. Квартира принадлежит Есенинскому культурному центру, который я организовал. Имущество центра - моя частная коллекция, в ней находится более двух тысяч экспонатов. Экскурсии провожу сам.