Двухсерийный фильм "Прерванный полет Гарри Пауэрса" недавно прошел на Первом канале с весьма высокими рейтингами (доля 18).
В основе фильма история о том, как был сбит над Свердловском американский высотный самолет-разведчик У-2, пилотируемый Френсисом Гарри Пауэрсом. Запомнилась зрителям и картина "Счастье разведчика", герой которой легендарный Герой России Алексей Ботян - прототип майора Вихря.
Объединяет эти картины то, что у них - одни авторы: режиссер и продюсер Александр Иванкин, продюсер Майя Тоидзе. Обозреватель "РГ" встретилась с ними на студии "Артель" и попросила подробнее рассказать про цикл о разведчиках и других работах.
Вызов на "Поединки"
Александр Иванкин: На Первом канале сейчас идут два наших цикла. Мы начали работу над ними в прошлом году. Первый называется "Поединки" - это 10 картин. Он посвящен выдающимся деятелям советской и российской разведки. Мы работаем над ними вместе со Службой внешней разведки России (СВР).
В будущем году СВР исполняется 90 лет. И до сих пор не было ни одного художественно-публицистического фильма, в основе которого были реальные персонажи и факты. Есть картины, и среди них очень хороших, которые лишь частично основывались на фактах, но, в основном, базировались на выдуманных историях. Персонажи, кстати, тоже выдуманные, хотя некоторые из них отдаленно напоминали реальные прототипы. Наши картины отличаются тем, что, в первую очередь, герои - реальные люди. Думаю, что вслед за нашими фильмами появятся и другие того же плана. Но мы уже вступили на этот путь и в значительной степени разобрались, как можно показать характеры, судьбы людей, не искажая ни того, ни другого. На самом деле это очень большая проблема. То, что делали многие из наших героев, часто секретно до сих пор. Поэтому, с одной стороны, нужно выбрать очень значительные эпизоды из их жизни, с другой, оказывается так, что именно самое важное закрыто и сегодня. Оставшееся за кадром, приходится компенсировать таким образом, чтобы не выходить за рамки той реальности, в которой человек жил и совершал поступки. Пожалуй, это самое сложное.
Когда появляется картина с выдуманными персонажами, его наделяют любыми чертами и привычками. Мы же имеем дело с реальным человеком. Даже если он и ушел из жизни, и мы не можем воссоздать черты его характера доподлинно, остаются родственники, люди, которые его знали, они помогают нам.
Например, вот иллюстрация, которая хотя и не имеет отношения к циклу "Поединки", но говорит о проблеме. После демонстрации картины "Прерванный полет Гарри Пауэрса" дочка Хрущева, Рада Никитична, сказала:
- Хрущев очень близок к тому, каким был отец. Гораздо ближе, чем то, что делали другие. Но это - все еще не он.
Ботян, Абель, Воскресенская и другие
РГ: Можно назвать конкретные имена героев цикла "Поединки"?
Иванкин: Первая из десяти картин уже была в эфире. Вторая выйдет в октябре. Первая рассказывала о Герое России Алексее Ботяне.
РГ: Более того, была большая презентация этой работы в "Российской газете" с участием вашим и самого Ботяна.
Иванкин/Да. Мы стараемся делать фильмы о тех людях, которые оставили заметный след в истории разведки, и сами по себе были крупными личностями. Сейчас готова картина о Рудольфе Абеле - он же советский разведчик Вильям Фишер, который взял себе этот псевдоним. Идет работа над фильмом об Иосифе Григулевиче, о Зое Воскресенской, которая работала в Швеции, Норвегии и готовила вместе с легендарным Павлом Судоплатовым партизанские отряды во время Второй Мировой войны. Еще один наш герой - Александр Коротков, специалисты называют его "королем нелегалов". Он самым выдающимся образом проявил себя и во время Второй Мировой, и после. Кстати, Коротков - единственный нелегал в советской разведке, который присутствует в хроникальных кадрах. И случай уникальный, и хроника сама по себе тоже. На этих кадрах он запечатлен стоящим за Кейтелем в момент подписания акта о капитуляции Германии.
Могу назвать еще несколько человек. Это - Герой России, легендарная личность, Алексей Козлов. Ему удалось сделать многое из того, что вообще редко кому удается. Это - Герой России Геворк Вартанян, который будучи еще совсем молодым, работал вместе со своей будущей женой Гоар в Тегеране. Сейчас они очень известны. Уже не тайна, что им удалось сделать, и об этом писала, кстати, "Российская газета". Группа Вартаняна сыграла большую роль в том, чтобы в Тегеране не состоялась нацистская операция "Длинный прыжок" - уничтожение Сталина, Рузвельта и Черчиля .
Возможно, будет фильм о Павле Судоплатове. Это, пожалуй, самая сложная и интригующая фигура в истории российских спецслужб. И для того, чтобы сделать картину о нем, нужно будет приложить максимальные усилия.
Сделав этот сериал, я хотел бы продолжить над образами разведчиков. Выдающихся персоналий в российской разведке очень много. Результаты которых они добивались в значительной степени повлияли на развитие мировой истории.
Кстати, на основе проверенных и перепроверенных данных, поступающих от спецслужб, политические деятели достаточно часто принимают те или иные решения
РГ: Например…
Иванкин: Например на основании анализа разведданных спецслужб США и Великобритании, тогдашние руководители этих стран приняли решение о том, что в СССР надо прекратить поддержку Горбачева. Принимаются и другие важнейшие внешне политические решения, в основе которых могут лежать разведданные.
РГ: Как вы выходите из ситуации, когда нужно показать самое значительное про человека, а вы - не можете, потому что эта информация засекречена.
Иванкин: Возьмем, к примеру, историю Геворка Вартаняна. Он почти 50 лет провел за границей. Работал в большом количестве стран. Но то что нам известно, известно только о трех военных года. Все остальные - засекречены. И будут ли когда-нибудь рассекречены?
РГ: Где же грань дозволенного?
Иванкин: Тогда приходится, рассказывая о человеке, извлекать максимум из того, что мы имеем право показать, не нанося ущерб национальной безопасности страны. Например, концентрировать внимание зрителей на чертах характера, которые помогают ему побеждать. В нескольких эпизодах мы пытаемся рассказать о всей жизни. Кроме того, есть такие приемы, которые дают возможность намекнуть на то, что человек делал не показывая это открыто. А очень часто намек производит не меньшее на зрителя не меньшее впечатление, чем открытый показ какого-то факта или события.
Еще одна сложность ситуации - в том, что, если взять любой шпионский фильм, то авторы могут наделить своего героя сверхъестественными способностями. Пример - Джеймс Бонд. Он действует в условиях неестественного везения, спасая человечество, в ситуациях, не имеющих ничего общего с реальностью. Мы же пытаемся рассказать о некоторых реальных эпизодах, которые действительно сыграли большую роль в судьбах людей, хотя они этого не знают и возможно не узнают ни когда.
Горячие точки холодной войны
РГ: Фильм о Пауэрсе - он не относится к серии фильмов "Поединки", о которой мы говорили. Расскажите, пожалуйста, о втором цикле.
Иванкин: Второй сериал, который мы запустили, объединен общей темой "Холодная война". Тоже восемь-десять фильмов. Пока мы договорились с Первым каналом о четырех, которые будут сделаны в будущем году. Два цикла, над которыми мы работаем, будут идти параллельно.
Так вот, и в холодной войне были свои горячие точки. В любой момент из противостояния России и США холодная война могла перерасти в ядерную. Часть из таких эпизодов известна, часть - нет, потому что обе стороны были заинтересованы в том, чтобы скрыть их. Из известных - случаев, которые получили достаточно мирною разрешение, могу назвать следующие: Корейская война, где принимали участие и СССР и США. И там американцы думали применить атомное оружие, а Мао Дзе Дун предлагал то же самое сделать Сталину. Берлинский кризис: в 1961 году в ГДР были вынуждена построить берлинскую стену вокруг Западного Берлина. Американцы решили ее снести. Знаменитое Берлинское "танковое противостояние"- один из острейших эпизодов в холодной войне, когда на расстояние от 50 до 100 метров на прямой наводке, стояли танки, в стволах снаряды. Опаснейшая ситуация: нервы танкистов могли не выдержать в любой момент! И война могла начаться без приказа свыше.
Конечно, это - знаменитейший "Карибский кризис", который в равной степени и исследован и неизвестен. Американские ситуации, когда Кеннеди приходилось балансировать на острие бритвы, у нас мало известны. Впрочем, как и то что происходило в Москве в Политбюро. Обе стороны, надо сказать, достойно вынесли это испытание. Случись такое лет на десять раньше, могло закончиться бы и по-другому.
Было множество менее значительных, но, тем не менее, очень опасных кризисов. Например: Суэцкий кризис 1956 года. Тогда Хрущев вынужден был пригрозить Западу ядерными ракетами средней дальности, если они не прекратят агрессию против Египта. И это сработало: война прекратилась в 24 часа - небывалый случай в истории. Дальше, "Шестидневная война" 1967 года, когда израильские войска были в 60-70 километрах от Каира. Тогда советская сторона тоже была вынуждена прибегнуть к определенным угрозам. И американцы быстро среагировали. Хотя и там были опасные моменты. Советской военной техники в Египте тогда было уничтожено не намного меньше чем 22 июня 1941 года. Это все тоже мало известно.
Пытаться соответствовать фигуре
Владимир Нахабцев, режиссер фильма про Абеля:
РГ: По какому принципу вы выбирали актеров, скажем. Юрия Беляева на роль Абеля?
Нахабцев: Потому, что, во-первых, он - прекрасный артист Во вторых , похож на Абеля внешне. Его психофизика, органика соответствуют образу Абеля. Когда в 1971 году Абель умирал на Каширке, то его последние слова были обращены к дочери. Он сказал ей: "Помни, что мы - немцы". А они были немцами по крови! Действительно, некие дотошность, занудство, в хорошем смысле этого слова, у него были.
РГ: Как вы считаете, почему у нашего зрителя пока еще настороженное отношение к жанру докудрамы?
Нахабцев: Потому что, когда говорят докудрама, у зрителя в голове возникает картинка реконструкции событий. Есть на нашем ТВ ужасающие криминальные программы, где рассказывают, например, об убийствах и реконструируют события. Артисты, статисты - никакие. То, чем занимаемся мы, никакого отношения к этому не имеет. Документальная драма - это игровое кино, со вставками документальных кадров. Мы не реконструируем события , а делаем полноценное игровое кино. Его основное отличие от привычного игрового жанра в том что в нем практически отсутствует всякий вымысел, а если и есть только малозначительных вешей…. Например: мы не знаем, например, какие сигареты курил Абель…
РГ: И какие вы взяли сигареты?
Нахабцев: Никаких. Абель очень много курил в жизни. А Беляев у нас не курит вообще. Есть вещи принципиальные, а есть - нет. Существует огромная сложность и ответственность, потому что, Абель- фигура - совершенно фантастическая. Страшно подумать, чтобы я, например, оказался в одной из тех ситуаций, в которых побывал он. Сложность в том, чтобы в целом, наш персонаж вызывал у нынешнего зрителя глубокие и положительные эмоции.
РГ: То есть вы, как режиссер понимаете, что Абеля в художественном кино нам до сих пор не показывали. И люди будут воспринимать этого человека в основном по фильму, который вы сняли.
Нахабцев: Да. И поэтому чувствую большую ответственность. Абель присутствовал на экране лишь в небольшом куске кинохроники, предваряя фильм "Мертвый сезон". Так что для нас самым главным было - пытаться соответствовать его истинной натуре.