Для новой выставки в Краевом музее "Археология. Поиск утраченных миров" привезли свежие находки из языческих курганов и городищ.
Можно сказать, что благодаря этой "археологической" выставке у пермяков появилась, наконец, возможность увидеть собственное лицо. Оно, кстати, изображено на всех буклетах выставки и ее афишах: пол-лица - от святой Параскевы Пятницы, половина - от языческого идола. Идея всей экспозиции - показать наглядно, что досталось прикамцам в наследство от давнего, обрядового прошлого.
- На этой выставке представлены экспонаты, которые до сих пор не выставлялись, - говорит Эдуард Чурилов, заведующий отделом археологии пермского краевого музея. - К примеру, многие изображения легендарного человека-лося, которые есть в каталогах "звериного стиля" во многих музеях страны, пермяки не видели. Часть экспонатов - свежие находки из последних экспедиций камских археологов.
Небольшая выставка, презентующая еще и новый музейный зал, разместилась в четырех витринах и поделена, соответственно, на четыре раздела. "Мир изначальный" - крошечные медные изображения птиц, животных и людей, найденные на Гляденовском костище. Тут же мифический человек-лось, олицетворяющий языческую вселенную.
"Мир творимый" - на землю народов коми приходит христианство со своими символами и обрядами. При этом иконическое изображение святой Параскевы Пятницы, с двумя предстоящими святыми, по своему сюжету повторяет языческую бляшку - за музейным стеклом икона и языческий идол разместились рядом и обнаружили свое формальное сходство. Неудивительно, что язычники растерялись, кому поклоняться - православной святой или богине? Потом решили совместить.
Третья часть экспозиции - "Символ веры" - посвящена долгому процессу христианизации пермской земли, четвертая - его сомнительной победе, поэтому и называется "Эхо забытых миров". Свои чулки с кушаками коми-пермяки украшают неизменными языческими символами - "колодца", "восходящего солнца", - пусть уже и с забытым значением.
Кстати, на этой археологической выставке посетители не обнаружат на витринах сопроводительных надписей, поясняющих назначение того или иного предмета. Вместо них - подробные информационные буклеты. Читая финно-угорские мифы про человека-лося, поглядывая на тысячелетних идолов за стеклом, стоит понять - эти миры отнюдь не утраченные.