07.10.2009 23:15
    Поделиться

    В День Единства в Суздале прозвучит оратория крепостного композитора

    Забытая оратория прозвучит в День Единства

    Во Владимире идут репетиции оратории "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" крепостного композитора Степана Дегтярева.

    Забытое произведение через многие десятилетия должно прозвучать 4 ноября в День народного единства по случаю открытия восстановленного памятника-часовни Дмитрию Пожарскому в Суздале.

    Владимирским музыкантам, можно сказать, повезло. Эта оратория по повелению императора Александра Первого была включена в программу торжеств, посвященных открытию на Красной площади 20 февраля 1818 года памятника Минину и Пожарскому скульптора И. П. Мартоса. Премьера состоялась в Благородном собрании, исполняли ее музыканты императорского оркестра, всех полков гвардии, артисты московского театра и хор придворных певчих, а слушали - более трех тысяч человек!

    Инициатива восстановления памятника, воздвигнутого на народные пожертвования над усыпальницей князя Пожарского в 1885 году, принадлежит генеральному директору Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисе Аксеновой. Едва прозвучав из уст знаменитого музейного работника, эта идея нашла поддержку у руководства государства и области. Был создан попечительский совет, объявлен сбор общественных пожертвований.

    - Недавно я получила письмо из дирекции Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки: узнав о проводимых на территории Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале работах по воссозданию памятника-часовни национальному герою русского народа Д. М. Пожарскому, разрушенного в 1933 году, коллеги решили сделать нам замечательный подарок - прислать партитуру и клавир оратории в трех действиях для солистов, хора и симфонического оркестра выдающегося композитора "доглинковской" эпохи Степана Дегтярева, - рассказала землякам Алиса Аксенова.

    Вопроса, кому поручить исполнение, не стояло. Конечно, Владимирскому губернаторскому симфоническому оркестру, который за 10 лет существования стал ярким явлением культурной жизни региона. Правда, это огромная внеплановая работа, а времени мало. "Изюминка" в завершении трудов высокого патриотического значения потянула на 235 страниц клавира и 417 страниц партитуры.

    Дирижер симфонического оркестра Артем Маркин сразу же выразил готовность приступить к работе. Участие в ней для коллектива, по словам руководителя, было делом чести.

    Музыку оратории написал Степан Аникеевич Дегтярев, родившийся в семье крепостного крестьянина. Либретто - писатель и поэт, знаток русского церковного пения, дворянин, дослужившийся к концу жизни до статского советника, Николай Дмитриевич Горчаков.

    - "Великий человек - пример для всех веков, себя ты победил славнее всех побед". Это слова Минина о Пожарском из оратории. Завершив свое воинское дело, он отказывается от царствия и предлагает кандидатуру Михаила Романова. Как же велик был патриотический посыл в обществе, если такую ораторию написал человек, который не видел свободы! - не скрывает своего восхищения владимирский дирижер. - "Вольную" через два года после кончины композитора получила его вдова уже после триумфа "Минина и Пожарского".

    Композитор из плеяды Бортнянского и Березовского был певчим, хормейстером, дирижером у графа Шереметева, писал духовную музыку. Барин отправил его учиться за границу, где он получил классическое образование и овладел техникой европейского письма. Его оратория, по оценке специалистов, выдержана в генделевской и моцартовской стилистике, но ее темы близки русской песне. А поскольку православная традиция не допускала инструмент в церкви, то это был рывок, музыкально-культурное окно в Европу.

    Публичное исполнение оратории планировалось в областном Дворце культуры. Но перед началом работы Алиса Аксенова предложила дирижеру побывать в Спасо-Евфимиевом монастыре, на могиле князя Пожарского.

    - Съездите, вдохновитесь! - посоветовала она.

    Маркин послушался и нашел то единственное место, где можно исполнить это произведение - Спасо-Преображенский храм, в котором расположена одна из музейных экспозиций. Здесь великолепная акустика, большая заалтарная часть позволяет разместиться всему составу оркестра и хора - более сотни исполнителей, а главное, по его мнению, звучание оратории в нескольких метрах от захоронения Дмитрия Пожарского приобретает особый смысл. Осталось изучить большой музыкальный материал и выбрать наиболее яркие фрагменты для исполнения. 

    Поделиться