В рамках национальной выставки Республики Беларусь в Екатеринбурге подписан договор о сотрудничестве между Свердловской областью и Беларусью.
План сотрудничества предполагает реализацию в ближайшие два года 40 совместных проектов в самых различных сферах, от автомобилестроения до птицеводства.
- Но это далеко не предел, - заявил сразу после подписания договора председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров, - уже сегодня есть множество дополнительных протоколов к основному документу.
Нынешний форум - крупнейшая за последние восемь лет встреча белорусских и уральских предпринимателей. Предыдущий масштабный договор о сотрудничестве был подписан в 2001 году во время встречи губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя с президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко. За эти годы сотрудничество, конечно, развивалось, но не такими темпами, как хотелось бы обеим сторонам.
Объем товарооборота ежегодно увеличивался примерно на 100 миллионов долларов, перевалив в 2008 году за полмиллиарда. Но по сравнению с другими регионами РФ это был средний показатель - Свердловская область добралась только до 11-го места в рейтинге партнеров Белоруссии.
- По моим представлениям у Среднего Урала не просто большой, а огромный потенциал, - заявил заместитель председателя правительства Республики Беларусь Владимир Семашко. - Мы должны довести товарооборот до полутора - двух миллиардов долларов в год.
В новом соглашении предусмотрен особый механизм стимуляции интеграции - Совет по сотрудничеству, который обязан ежегодно собираться, чтобы проверять и корректировать сделанное. В том, что подобный надзор и контроль не помешает, убеждает сегодняшняя ситуация с производством уральской версии карьерного самосвала "БелАЗ". Проект организации совместной сборки на базе одного из крупных нижнетагильских предприятий большегрузного автомобиля появился несколько лет назад. Белорусская сторона передала всю необходимую техническую документацию, помогла с оснасткой. К лету нынешнего года на Урале было собрано два таких гиганта, они успешно прошли испытания, но дальше дело застопорилось.
- Сменилось руководство завода, и оказалось, что нужен совершенно новый подход. Условия предыдущего договора новое руководство посчитало неприемлемыми, и пришлось вновь налаживать контакты, - пояснил корреспонденту "РГ" ситуацию Владимир Семашко. - Сейчас принципиальных разногласий нет. Не позднее конца октября мы составим рабочий график, в котором будут предусмотрены сроки решения всех вопросов - технологических, организационных, маркетинговых. Я убежден, что эти машины востребованы уральским рынком, рудной промышленностью. Все, что можно выпускать на Урале, в Свердловской области, должно производиться здесь.
По новому соглашению предусматривается, что на Среднем Урале на совместных предприятиях будет выпускаться и белорусская сельхозтехника. А вот уральцы внесут свой вклад в строительство на территории дружественного государства цементных и нефтеперерабатывающих предприятий. Будут созданы и более удобные схемы поставок продукции. Под Екатеринбургом планируется в ближайшие два года построить отдельный логистический центр для белорусских товаров. Аналогичный современный складской комплекс, но уже для уральской продукции, будет возведен и на территории Беларуси.