С первого ноября в Екатеринбурге появятся в метро электронные проездные, а с первого января - и в наземном транспорте.
Испытания электронных проездных в метро прошли не гладко. С середины июля 200 пассажиров - студентов, пенсионеров и работников метрополитена - использовали пластиковые карты для оплаты проезда.
- Иногда подводило информационное обеспечение, иной раз турникеты отказывались принимать карты, - поделился глава городского комитета по транспорту Алексей Курлыков. - Но эти мелкие неполадки решаются в оперативном порядке. Можно сказать: город готов к внедрению безналичной системы проезда.
В этом смысле Екатеринбург безнадежно отстал: Москва уже давно перевела весь свой транспорт на электронные карты, челябинцы ездят по электронным проездным семь лет, Оренбург - два года, Новосибирск - три. Омск и Самара установили и отладили систему электронных проездных "под ключ" всего за две недели. Пластиковые карты с микрочипами, которые используются в этих городах, были дополнены по желанию муниципалитета другими опциями, чтобы граждане могли оплачивать "безналом" не только поездки в общественном транспорте. Такие карты получили название социальных карт горожанина, они многофункциональны, учитывают льготы для пенсионеров, также с их помощью можно оплачивать телефон, Интернет, коммунальные услуги.
О светлой мечте - электронных расчетах за коммуналку - в последнее время не устает говорить свердловский губернатор Эдуард Россель. Кажется очевидным, что это проще и выгоднее, чем приобретать отдельно системы для метро, наземного транспорта, коммунальных расчетов, социальной службы. Но администрация Екатеринбурга предпочла тернистый путь, сделав выбор не в пользу универсальности. Причем детали проведения конкурса и источники финансирования проекта до сих пор остаются тайной, на официальном сайте муниципальных закупок нет никаких следов электронного проездного.
Тем не менее первые шаги по его внедрению уже сделаны. ЕМУП "МОАП" закупило партию переносных терминалов контроля. Первые устройства из партии в 420 единиц поступят в ближайшие дни.
- С января начинается эксперимент по внедрению системы электронных проездных в муниципальных автобусах, - поясняет заместитель гендиректора предприятия Сергей Катышев. - Пока терминалы будут только у кондукторов. В дальнейшем мы закупим стационарные устройства, которые установят у входа в транспорт.
Городские же власти пока думают, как стимулировать население.
- Сначала будет единый тариф, но, возможно, когда систему обкатаем, появятся скидки для пользователей электронного проездного. Не исключено, что изменятся тарифы - в сторону снижения стоимости поездки, - поясняет Алексей Курлыков.