Вопрос о необходимости оздоровления нации уже встал, как говорится, ребром. Оставшихся с советских времен спортивных объектов явно недостаточно, а новых до сих пор строилось слишком мало.
Между тем ясно, что без решительного шага в сторону приобщения, а правильней будет сказать - возвращения граждан к физической культуре и спорту, новые поколения россиян будут вырастать все менее жизнеспособными и активными. Ведь физическое здоровье нации - это основа качественной жизни, а именно в борьбе за качество жизни спорт по праву занимает одно из главных мест.
Для решения важнейшей задачи в области спорта - привлечения россиян к активным и регулярным занятиям, прежде всего для собственного здоровья, - в 2006 году правительством РФ была подписана Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы". А в июле нынешнего года правительство утвердило Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года.
Реализация этой ФЦП позволит значительно повысить роль физической культуры и спорта в жизни граждан России, станет заметным шагом в улучшении качества жизни и оздоровления нации. Основные задачи Программы и Стратегии - увеличить долю россиян, на регулярной основе занимающихся физической культурой и спортом. На сегодня их доля составляет 15,9 процента от общего числа населения страны. К 2020 году ее планируется довести до 40 процентов.
Особое внимание Программа и Стратегия уделяют развитию физической культуры и спорта в детской и молодежной среде. Несмотря на то что спорт прежде всего увлечение молодых и что занятия физкультурой являются обязательными для учащихся образовательных учреждений, сейчас лишь 34,5 процента учеников школ, училищ и вузов занимаются спортом и физкультурой. Их число планируется увеличить до 80 процентов.
Отдельным пунктом Программы и Стратегии стало и привлечение к занятиям физкультурой и спортом граждан с ограниченными возможностями. Ведь для них такого рода "увлечение" - не только возможность поддерживать физическую форму в столь непростых условиях, но и уникальная возможность для социализации, выхода из "параллельного мира" одиночества, в котором нередко существуют инвалиды, в большой, настоящий мир. Сегодня лишь 3,5 процента таких людей занимаются физкультурой и спортом. По мнению специалистов, их может стать намного больше - до 20 процентов от общего числа граждан с ограниченными возможностями в 2020 году.
Для решения столь масштабных задач потребуется создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания, прежде всего в школах, вузах и техникумах, на предприятиях и по месту жительства. Должны быть усовершенствованы системы любительских спортивных соревнований, массовых стартов, должно возрасти их число. Сегодня во многих населенных пунктах уже и не помнят, когда в последний раз рядовые любители бега или заводская сборная по волейболу имели возможность помериться силами на соревнованиях.
Первые плоды такой работы уже налицо: в нынешнем году в 4 раза увеличилось число спортивных состязаний для детей. Но и сегодня этого недостаточно - всего 169 соревнований в год. Поэтому работа будет продолжена.
Особое внимание будет уделено образовательным учреждениям - это 60 тыс. школ в городах и сельских населенных пунктах России, где учатся 13 миллионов ребят. Для них уже в следующем году вводятся новые образовательные стандарты в области физической подготовки: 3 урока физкультуры в неделю. В каждую школу должны прийти проекты игровых видов спорта - мини-футбола, школьного баскетбола и волейбола. В учебном сезоне 2011-2012 года стартуют новые комплексные соревнования - спартакиады школьников.
Для реализации столь амбициозных планов ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы" предусматривает строительство в разных регионах России спортивных объектов - от федеральных тренировочных баз до небольших городских и сельских спортзалов и бассейнов. На момент принятия Программы в январе 2006 года страна насчитывала 221,5 тыс. спортивных сооружений. Это 319 дворцов спорта, 2081 стадион, 3110 бассейнов, 62 300 спортивных залов, 113 000 плоскостных сооружений. Их единовременная пропускная способность на тот момент составляла 5,48 млн человек - всего 20,5 процента от нормы. Причем по разным регионам цифра колебалась от 5,5 до 52,1 процента. Ситуация практически не менялась в течение 10 последних лет, и лишь с запуском ФЦП наметилась благоприятная тенденция: к концу 2007 года единовременная пропускная способность увеличилась до 5,86 млн человек, к концу 2008 года - до 6,13 млн человек (это 22,7 процента от нормы обеспеченности).
За 10 лет реализации Программы в стране планируется построить 4000 новых спортивных объектов. В том числе 750 бассейнов, 750 многофункциональных спортивных залов, более 1000 физкультурно-оздоровительных комплексов и других объектов. В рамках ФЦП с 2008 года действует и специальная подпрограмма "Развития футбола в Российской Федерации в 2008-2015 годах", которая предусматривает строительство порядка 600 футбольных полей с искусственным покрытием и 10 крытых футбольных манежей для детских школ.
За 4 года реализации Программы было профинансировано строительство 377 спортивных объектов в более чем 59 субъектах Российской Федерации. Причем 70 процентов из них - в небольших городках и сельской местности. Совместно с партией "Единая Россия" было построено 144 физкультурно-оздоровительных комплекса, еще 116 - в стадии строительства. До конца года по программе "Социальный проект партии "Единая Россия" в стране будет построено 260 спортивных объектов.
Всего же на федеральном уровне за 4 года в стране было профинансировано строительство 802 спортивных объектов. С учетом региональных проектов ежегодно строится до 5 тыс. единиц спортсооружений. Сегодня их почти на 22 тысячи больше, чем в 2003 году: 68 700 спортзалов, 3762 бассейна, 123 000 плоскостных сооружений, 2687 стадионов.
Однако уже очевидно, что, сохраняя существующие темпы строительства, в ближайшее время задачи принятой правительством Стратегии не решить.
Виталий Мутко, министр спорта, туризма и молодежной политики РФ, заявил следующее: "В связи с изменением экономической ситуации в стране мы принимаем меры по повышению эффективности использования строящихся спортсооружений и по инвентаризации уже существующих физкультурно-оздоровительных комплексов. В связи с этим в федеральную целевую программу будет внесен ряд корректировок. Они предусматривают широкое применение типовых проектов при строительстве спортсооружений в регионе, системный подход к развитию инфраструктуры отрасли и изменение долей софинансирования спортсооружений. Если ранее мы с регионами строили 50 на 50, то теперь доли будут такие, чтобы реально учитывались возможности региона".
Кроме того, Виталий Мутко отметил, что дополнительную стимуляцию к развитию спорта и физкультуры регионы получат за счет введения в систему оценки деятельности субъектов РФ таких показателей, как количество граждан, вовлеченных в систематические занятия спортом, и обеспеченность региона спортивными сооружениями.
"Чтобы достичь мировых стандартов, заданных Стратегией развития физической культуры и спорта, нашу Программу необходимо доработать, - считает министр спорта, туризма и молодежной политики РФ, - и продлить до 2020 года с тем, чтобы Программа шла в ногу с принятой правительством Стратегией".