Решение отказаться от набора парней со снятой и погашенной судимостью в минобороны объясняют наличием призывного резерва.
Как сказал корреспонденту "РГ" заместитель начальника Генштаба Василий Смирнов, при необходимости военкоматы готовы поставить в строй не 271 тысячу рядовых, как это предписано указом президента, а более 300 тысяч. За счет "дополнительных" призывников комиссариаты получили возможность отбора солдат. В итоге более 12 тысяч парней с уголовным прошлым пока останутся дома.
"Отказная" практика, возможно, вызовет раздражение у законопослушных ребят. Их ведь берут в солдаты. Побывавших под судом молодых людей тоже положено отправлять в казарму. Но не отправляют. В Главной военной прокуратуре нарушений закона тут не усматривают. А в минобороны объясняют, что граждан со снятой и погашенной судимостью не освобождают от службы. Им лишь предоставляют временную отсрочку. Если в войсках образуется дефицит новобранцев, военные могут поставить в строй и таких парней. А вообще в минобороны уверены, что отказ от "проблемных" призывников в первую очередь делается в интересах законопослушных ребят.
Не секрет, что безобразия в казарме нередко провоцируют солдаты с уголовным прошлым. Чем меньше их будет в подразделениях, тем больше порядка и дисциплины станет в армии. Сокращение срочной службы до 1 года уже нанесло ощутимый удар по "дедовщине". Избавление солдатских рядов от бывших зэков только усилит этот процесс.
Впрочем, генералы далеки от иллюзий. Одним махом с казарменными безобразиями не покончишь. С этим злом надо бороться всем миром и жестко применять закон к любителям мордобоя. Его уже применяют. По данным Главной военной прокуратуры, только в нынешнем году за "дедовщину" привлекли к уголовной ответственности около 800 военнослужащих.
- В каждом из этих случаев представители ГВП немедленно проводили прокурорские проверки для привлечения виновных к ответственности, а также выясняли причины данных проявлений. В случае необходимости направляли представления командованию частей вплоть до военных округов, - заявил начальник управления ГВП Александр Никитин.
Такая практика уже помогла снизить статистику "неуставных" преступлений на 13 процентов. По мнению прокуроров, оздоровлению армейской обстановки и повышению престижа службы способствовало бы и увольнение из Вооруженных сил офицеров с условной судимостью. Тот факт, что они остались при погонах и должностях, в ГВП считают "абсурдом и нонсенсом". Прокуроры предлагают срочно исправить служебные казусы. Соответствующие поправки в законодательство сейчас находятся на рассмотрении в Госдуме.
Осенний призыв впервые обойдется без участия офицеров военкоматов. Все военные должности там ликвидировали, хотя сами комиссариаты по-прежнему подчиняются армейскому командованию. Кроме того, количество призывных структур в России сократили с 1700 до 80. В минобороны надеются, что это поможет бороться с коррупцией при наборе солдат. Она разъедает военкоматы как ржа. На взятках попадаются не только комиссары и их заместители, но доктора из медкомиссий и даже рядовые сотрудники. В этом году за свои "художества" угодили под суд 59 таких преступников.
Эти ребята пытались откупиться от армии. А многие призывники в прямом смысле слова ее избегают. По данным Главной военной прокуратуры, почти 13 тысячам уклонистов от казармы и 400 отказникам от альтернативной гражданской службы пришлось в этом году отвечать по закону. Правда, их привлекли к административной, а не уголовной ответственности. Но даже такое наказание беглецов в ГВП считают достижением. В прежние времена суды вообще не хотели заниматься их делами.