Строить элеваторы и перерабатывающие предприятия порекомендовал первый вице-премьер Виктор Зубков на открытии традиционной выставки-ярмарки "Золотая осень" на ВВЦ в Москве. Отметив заметный прирост производства мяса и хороший урожай зерна, он заявил, что "возросшие объемы производства - это стимул для развития инфраструктуры, строительства элеваторов, новых перерабатывающих предприятий".
Очевидно, агробизнесу был дан сигнал: много сырья - это хорошо, теперь давайте побольше еды на прилавки.
Кроме того, осматривая экспозицию, Виктор Зубков заметил, что продажи российского мяса за границу могут начаться в недалекой перспективе. Этот тезис подтверждает недавнее сообщение Россельхознадзора: в Россию прибыли европейские эксперты, чтобы определить, годится ли мясо, произведенное в Московской, Белгородской, Омской областях и Татарстане, для продажи в Европе. От покупки дешевого мяса за границей наша страна не откажется еще долго - это факт. А вот наше мясо явно стремится занять место в ряду дорогих товаров на европейских рынках.
За несколько часов до этого министр сельского хозяйства Елена Скрынник, перечисляя приоритетные задачи, стоящие перед ее ведомством, заявила: "Нам нужно расширить возможности по хранению и переработке зерна и других видов сельскохозяйственной продукции". Минсельхоз, кроме того, завершает и работу над концепцией развития региональных "агропромышленных парков". Они будут заниматься продажами и маркетингом сельскохозяйственной продукции и, кроме того, перерабатывать и транспортировать ее.
Дело было на форуме с довольно претенциозным названием "АПК России - основа вывода страны из кризиса". Хотя у сельхозников есть в этом году основания слегка задрать носы. В то время как многие отрасли экономики под напором кризиса изрядно упали, аграрное производство в целом не снизилось, а по некоторым позициям - производству мяса птицы и свинины, например, чувствительно выросло. Губернатор Белгородской области Евгений Савченко на агрофоруме рассказал, что доходы от добычи железной руды в этом году по известным причинам упали, а выручка от продажи сельскохозяйственного сырья растет. Этот один из самых маленьких субъектов Федерации производит уже 18 процентов всего российского мяса птицы и 22 процента свинины.
Правда, бурный рост этих производств обнаружил неготовность и бизнеса, и властей к тому, чтобы эффективно превращать растущие объемы сельскохозяйственного сырья в продовольствие, находить новые рынки сбыта и доставлять его к потребителям.
Поэтому теперь государство от погони исключительно за новыми центнерами и миллионами литров готовится перейти и к поддержке перерабатывающих производств. "Российская газета", вместе с экспертами анализируя недавние заявления Дмитрия Медведева в Орле, уже предсказала частичную смену ориентиров государственной поддержки продовольственного сектора ("Сбыт сменит вал?", "РГ" N188 от 7.10.2009). На "Золотой осени" этот тезис получил дополнительное подтверждение.
Юрий Лужков, приветствуя участников выставки, тоже заострил внимание на переработке. Только не сырья в продукты, а навоза в электроэнергию. У людей, далеких от сельского хозяйства, этот "любимый конек" московского мэра вызывает ухмылки. Однако участники "Золотой осени" отлично понимают, что, если не начать решать проблему сейчас, потом уже будет поздно "пить боржоми".
В целом к своим одиннадцати годам "Золотая осень" постаралась сильно поумнеть. В прежние годы в день открытия выставки мало говорили о серьезных вещах. И после отъезда высокого начальства начинали бойко праздновать День работников сельского хозяйства, угощая всех подряд экспонатами, в том числе и жидкими. В этом году тон задал прагматичный аграрный форум. Возможно, поэтому бесплатных угощений стало меньше. Зато торговля съестным была очень широкой. И вот что заметил корреспондент "РГ": с каждым годом продовольствие на "Золотой осени" все больше отличается от стандартного набора товаров на прилавках московских сетевых магазинов. На выставке и молоко, и мясо, и хлеб куда разнообразней, смачней и духовитей. Невольно приходит в голову мысль - аграрии России производят что-то одно, а москвичи вынуждены покупать совсем другое.