Как только стало известно, что в создаваемую Государственную транспортную лизинговую компанию "закачано" 10 миллиардов рублей, на горизонте сразу же появились желающие поставлять ей технику. Но пыл поостыл, когда минтранс поставил условием рассматривать только машины и оборудование, разработанные не ранее 2008 года. В итоге появилось предложение комплекса "Дорожный мастер", заменяющего три агрегата и обслуживаемого одним человеком. Этот характерный пример министр транспорта Игорь Левитин привел на организованной Союзом транспортников Всероссийской конференции в ТПП РФ по преодолению кризисных явлений.
Предполагается и другая мера: к реализации минтрансовских проектов привлекать на конкурсной основе только те организации, которые располагают новейшими технологиями. К сожалению, до последнего времени в состязании за подряд нередко выигрывали фирмы, не имеющие за душой ничего, кроме демпинговой цены. Получалось, как говорят, дешево, да гнило. На конференции приводились факты, когда "победители" конкурсов обращались в "побежденные" отраслевые НИИ и вузы с просьбой за гроши решить задачи, с которыми сами, естественно, не могли справиться.
Кризис многому научил и, судя по выступлениям заместителя министра Андрея Недосекова, руководителей профильных федеральных агентств, горький урок ими усвоен. Из кризиса транспорт на земле, в небесах и на море должен выйти обновленным и более конкурентоспособным.
Президент Союза транспортников России Виталий Ефимов называет два самых болезненных места системы: промышленный желдортранспорт и речной флот. К первому в связи с падением объемов производства некоторые промпредприятия отнеслись как к непрофильному активу и поспешили избавиться, чтобы облегчить налоговое бремя. Так в свое время на селе сокращали поголовье скота, которое до сих пор не восстановлено. У речников с их морально и физически устаревшими судами распалась логистическая цепочка. Каждый порт живет своей жизнью, что усугубляет и без того тихоходную ситуацию. В речфлоте падение на внутренних линиях достигло 50 процентов.
На чрезмерность налоговой нагрузки в особых условиях свидетельствует и тот факт, что на самом привлекательном для международных перевозок Северо-Западе число российских автопредприятий сократилось в несколько раз. С трудом завоеванный рынок вновь отдан на откуп конкурентам из ближнего и дальнего зарубежья.
Вразрез с интересами антикризисной экономики, считает председатель Комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев, идет замена удвоенным транспортным налогом изымаемых из регионов в центр акцизов на алкоголь и НДПИ. И это при том, что российские автопредприятия платят за закупку импортной техники чуть-ли не в разы больше, чем их потенциальные конкуренты в странах Евросоюза, СНГ и даже близкой нам Белоруссии.
Звеньями одной цепи выглядят и чужие флаги на российских морских судах, и более комфортные экономические условия для зарубежных автоперевозчиков на наших дорогах. Пора бы и минэкономразвития, и минфину проанализировать положение с импортозамещением транспортных услуг.
Несмотря на инвестиционный "голод", минтранс не сокращает финансирование создания мощных транспортных узлов в Татарстане, Новороссийске, Ростове-на-Дону, Приморье. Что касается начала новых проектов, то придется повременить. Ресурсы концентрируются на завершении задельных строек.
Примечательно, что госбюджет изменил долю софинансирования в прокладке региональных дорог. Прежде от субъектов Федерации требовалось 20 процентов, чтобы получить остальное из центра, теперь - всего 5. Но не все "ловят момент". Видимо, кризис по-новому расставил приоритеты, и прежние заявки оказались не столь актуальными.