12.10.2009 23:49
    Поделиться

    Галина Изотова, зампредседателя комитета по региональной политике: Из моногородов "вымывается" слой самых активных людей

    Проблему моногородов не решить только экономическими методами

    Как сейчас предлагается решить существующие проблемы моногородов?

    В первую очередь, эффективными мерами могут стать субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным градообразующими предприятиями в коммерческих банках (предоставление льготных кредитов), организация новых рабочих мест в моноструктурных городах, в том числе за счет открытия новых хозяйствующих субъектов (поддержка малого и среднего бизнеса). Однако, на наш взгляд, только экономические методы решения проблемы таких городов не дадут эффекта. Во многих случаях мы только снимем острый приступ, не излечив самой болезни. Да, чуть изменится ситуация - упадут цены, поднимутся тарифы, изменятся пошлины или валютные курсы, как наш больной снова зачихает и закашляет.

    Во многом успешность лечения болезни зависит от того, а хочет ли сам больной выздоравливать. Вот тут иногда возникают сомнения. Конечно, все моногорода разные. Но по некоторым показателям очень похожи.

    Из моногородов "вымывается" слой самых активных и деятельных людей, которые не могут найти применения своим талантам и амбициям. В основном, в таких городах люди настороженно относятся к предпринимательской деятельности как роду деятельности. Поэтому и буксуют попытки наладить бизнес. Совпадают ли интересы моногорода как социальной общности и того единственного предприятия, которое там есть? Во многих случаях нет. Ранее на балансе градообразующего предприятия была вся социальная, а зачастую и инженерная инфраструктура. Теперь же все передали в муниципалитеты. И если в собственности остались какие-то инженерные сети (котельные, системы водоснабжения), то максимально на них заработать. А это идет вразрез с интересами муниципалитета. Но ситуация такова, что монопредприятиям легко манипулировать политическими властями города, продвигая своих мэров, депутатов, глав муниципалитетов. И, как следствие, без социальных и политических технологий им не помочь.

    Учитывая уникальность экономик моногородов, необходимости ее диверсификации и перепрофилирования, следует в оперативном режиме разработать схемытерриториального планирования и планы долгосрочного развития. Привлекать экспертов извне: экономистов, социологов, бизнесменов. У каждого моногорода должна быть своя стратегия преодоления кризиса. В тех, что сложились вокруг научных центров, надо развивать инновационные компании. А вокруг производственных центров - промышленность и сферу услуг.

    Также действенной мерой может стать стимулирование прихода бизнеса в моногорода, а для этого следует создавать инфраструктуру для предпринимательской деятельности - бизнес-инкубаторы, гарантийные фонды, специальные налоговые режимы. Часть средств, которые идут сейчас по программам занятости, по соглашению с бизнесом передавать на обучение и переобучение сотрудников вновь создаваемых производств. Возможно субсидировать часть затрат на доставку сырья и вывоз готовой продукции.

    Кроме того, стоит посмотреть, что можно сделать с моделью муниципального управления. Ситуация, когда решения местного органа власти зависят от руководства монопредприятия, , недопустима. Некоторые эксперты рассуждают о временном введении внешнего управления в муниципалитете! Возможно ли это?Может быть, так какэти муниципальные образования в основном дотационные. Критерием успешности внешнего управления необходимо ставить рост собственной доходной базы, независимой от монопредприятия.

    ГАЛИНА ИЗОТОВА

    ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ДЕЛАМ ФЕДЕРАЦИИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

    Поделиться