Суд подтвердил, что авиакомпании незаконно удерживают деньги с пассажиров при возврате льготных билетов.
Летать самолетами в нынешние времена не только быстро, но и дорого. Однако продвинутые россияне знают несколько способов сэкономить на дальней дороге. Можно выписать самому себе электронный билет на сайте авиакомпании. В таком случае он обойдется дешевле, потому что перевозчик экономит на организации розничных продаж. Можно запланировать поездку заранее - билеты, купленные загодя, да еще в оба конца сразу, значительно дешевле обычных. Ведь, по сути, пассажир кредитует авиакомпанию. И в том и в другом случае, по сложившейся в России практике, клиенты авиакомпаний автоматом "подписываются" на будущие сложности - от запрета на возврат льготного билета до компенсации лишь части его стоимости. Это - обычные правила, и ранее никто с этим спорить не пытался.
Прецедент создала волгоградка Людмила Башмакова, купившая прошлым летом за полтора месяца до полета льготный билет на рейс Волгоград - Москва. На билете стояла пометка - "возврат запрещен", и по требованию кассира пассажирка поставила рядом свою подпись. Однако планы у Людмилы изменились, и за 27 дней до вылета она сдала билет в кассу. Вместо уплаченных 4175 рублей ей вернули топливный сбор - 1400 рублей и объяснили, что такое удержание прописано в правилах перевозки. А если бы пассажирка решила сдать билет менее чем за два часа перед полетом, то денег и вовсе бы не получила.
Возмущенная Людмила Башмакова с таким раскладом мириться не стала и обратилась в Роспотребнадзор:
- Я понимала, что сама согласилась на подобные условия покупки. Но в то же время просчитала, что авиакомпания может продать освободившееся место еще раз, и по более высокой цене. Благо, времени было предостаточно.
Специалисты ведомства сочли ее доводы разумными и предложили авиакомпании исправить ошибку. Но летчики на мировую не пошли, и от имени Роспотребнадзора иск был подан в суд.
- Каждая авиакомпания сама разрабатывает, утверждает и регистрирует тарифы в федеральном Центре расписания и тарифов. По закону это допустимо, если документ не противоречат общим правилам воздушной перевозки. Однако по статье 108 Воздушного кодекса РФ пассажир самолета имеет право отказаться от полета, уведомив об этом авиакомпанию не позднее чем за двадцать четыре часа до полета, и получить обратно уплаченную за билет сумму. Мы сочли, что, возвратив только часть денег, авиакомпания нарушила правила Воздушного кодекса РФ, - объясняет руководитель волгоградского управления Роспотребнадзора Александр Злепко.
Дзержинский районный суд согласился с доводами ведомства и распорядился не только вернуть деньги несостоявшейся пассажирке, но и прекратить подобную практику в отношении других потребителей. По идее, в Волгограде создан прецедент для оспаривания действий большинства воздушных авиаперевозчиков.
Леонид Зайцев, коммерческий директор авиакомпании:
- Практику продажи невозвратных авиабилетов используют все авиакомпании страны. Суд вынес решение только относительно наших правил перевозки. Мы пошли по пути закона и вернули Башмаковой полную стоимость билета. И вместе с тем убрали из продажи этот льготный привлекательный для пассажиров формат авиабилета. Так что в данном случае, мы считаем, больше пострадали волгоградцы, которые лишились возможности покупать билеты по низким тарифам.