Власти Калининграда хотят переориентировать малый бизнес на производство

Янтарный край лидирует в Северо-Западном федеральном округе по количеству средних и мини-предприятий. Но значительная их часть занимается торговлей и сервисом.

Сфера услуг по душе предпринимателям. Хотя они могли бы производить комплектующие для местных сборочных заводов, заказы которых выполняют, к примеру, белорусы. Об этом заявил губернатор Георгий Боос на заседании регионального правительства в ходе обсуждения доклада о деятельности министерства промышленности.

Нужно способствовать появлению под боком у крупных сборочных производств предприятий-партнеров. У одного только автопрома, по мнению Бооса, могут быть десятки "спутников". Что позволит создать новые рабочие места, увеличить добавленную стоимость производимой продукции и избавиться от сомнительной славы "сборного региона", который благодаря льготам особой экономической зоны стал "концом" конвейера по выпуску автомобилей, телевизоров, холодильников.

Специфика развития малого и среднего предпринимательства в самом западном регионе России обусловлена его эксклавным положением. На ниве трансграничной торговли в свое время взросло немало бизнесменов. Сегодня в области насчитывается 54,6 тысячи субъектов МСП, в которых трудятся 324,5 тысячи человек - 63,4 процента от экономически активного населения. Доля "малышей" в валовом региональном продукте, по данным областного минпрома, в прошлом году составила 33,5 процента, а вкупе с "середнячками" - 70 процентов.

Почему бы этому сегменту рынка не расширить специализацию, не поставить его участников, что называется, к станку? На этот вопрос глава ведомства Михаил Карапыш ответил, что наряду со сборкой телевизоров и другой бытовой техники в области уже налажено производство плат кинескопа, пластмассовых комплектующих, тары из пенополистерола. Построенные в Гусеве два новых завода к концу октября должны приступить к серийному выпуску приставок для цифрового вещания, спутниковых антенн и ресиверов. А что касается местного автогиганта, он планирует в ближайшие три года перейти от простых операций к сварке и покраске 100-120 тысяч легковушек в год. Предусматривается также разместить в регионе и производство части комплектующих. Но проекты вроде строительства современного завода по штамповке узлов кузова слишком дорогостоящи, мелкий бизнес их не потянет, заметил чиновник.

- Но ведь существуют менее ресурсоемкие производства, - возразил ему губернатор. - Например, производство малогабаритных пластмассовых пресс-форм существенно дешевле и окупается за более короткий период. И таких деталей, изготовление которых можно локализовать на месте, немало, начиная с электрики и заканчивая разного рода литьем.

Министерству поручено взять на себя координирующую в этом деле роль. Вплоть до того, что подготовить технико-экономическое обоснование производственных ниш, рассчитать бизнес-план и предложить его местным предпринимателям.

КОММЕНТАРИЙ

Георгий Дыханов, эксперт, руководитель консалтингового центра:

- Развернуть в области производство запчастей для того же автопрома - задача действительно сложная и дорогостоящая. Необходимы крупные - около 2 миллионов долларов - капиталовложения. Если строить современные, как на Западе, предприятия. Да, они маленькие, но максимально автоматизированные. У "Вольво" под боком около пятисот "спутников", а по всей Швеции - тысяча. У "Тойоты" - около 3 тысяч поставщиков - постоянных и запасных.

Смысла организовывать что-то на скорую руку нет, потому что автосборщики вряд ли примут продукцию с доморощенного конвейера. Они скорее будут развивать собственное производство. Серьезные компании не доверяют новоявленным игрокам рынка даже изготовление ковриков и домкратов. Этот огромный кластерный проект, реализовать его в эксклаве нереально, поскольку топливные ресурсы у нас дороже, чем в метрополии, все материалы (металл, резина) завозные, а тарифы на перевозки перманентно меняются и зависят от политики сопредельных государств. Дополнительные издержки делают этот бизнес рискованным.

Но дело не только в "железе", но и в управлении. В области сегодня нет классных проект-менеджеров, способных просчитать рентабельность разных вариантов и наладить производство комплектующих по лучшему из них.