В России может появиться специальная организация, которая будет выводить преступников на чистую воду с помощью науки и, возможно, - зарабатывать на этом деньги.
Это Общество негосударственных судебных экспертов, создание которого сейчас обсуждается в юридическом сообществе.
Громкий скандал, когда экспертиза не нашла признаков межнациональной розни в призыве "бей хачиков", заставил все общество обратить внимание на институт судебной экспертизы. Ее проблемы теперь волнуют не только юристов, ведь завтра судьба любого человека может зависеть от того, что скажет тот или иной знаток, к которому обратился суд.
Корреспондент "РГ" побывал на заседании Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, посвященном проблемам судебной экспертизы. Главный вывод совещания - оставлять все, как есть, нельзя. Более того, как сказал один из выступавших на совещании юристов, если не принять мер, то в ближайшее время в некоторых областях судебная система просто встанет.
По словам выступавшего, в первую очередь это касается споров об интеллектуальной собственности. Число подобных процессов растет быстрее, чем количество специалистов, способных по-научному объяснить суду, скажем, где творчество, а где плагиат. Как сообщил на совещании представитель минюста, сейчас ведомство разрабатывает концепцию развития государственных судебно-экспертных учреждений, которая должна быть подготовлена в конце года. Сегодня в системе минюста числится 1600 аккредитованных судебных экспертов, и они физически не могут провести все назначенные исследования в срок.
- По некоторым данным, чтобы удовлетворить необходимость в судебных исследованиях, надо увеличить штатную численность экспертов в учреждениях минюста до 5 раз, - сообщил председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков. - Судебная реформа привела к существенному повышению требований судов к производству экспертиз.
Всего же каждый год суды в нашей стране назначают около 300 тысяч судебных экспертиз. Во многих случаях именно слово эксперта может стать решающим для суда. Если же эксперт тянет с заключением, то и в процессе возникает задержка. В той же системе минюста экспертиза может растянуться на срок от трех месяцев до полутора лет.
Поэтому к решению проблемы подключился и Совет Федерации. В Комитете Совета Федерации по правовым и судебным вопросам создается рабочая группа по разработке концепции совершенствования законодательства о судебной экспертизе. В нее войдут не только сенаторы, но представители заинтересованных ведомств, общественности и науки.
Самый острый вопрос, который предстоит обсудить специалистам: что делать с частными экспертами?
- В соответствии с действующим законодательством судебные экспертизы назначаются в государственные судебно-экспертные учреждения, негосударственные организации и частным лицам, - говорит Анатолий Лысков. - Статистика экспертного производства показывает, что возможности государственной судебно-экспертной деятельности резко ограничены бюджетным финансированием и не справляются в полной мере с возросшими потребностями судов к производству экспертиз.
Одно из предложений: создать соответствующую саморегулируемую организацию наподобие палаты адвокатов, нотариата или страховщиков. Однако здесь категорически против выступает минюст.
Аргументы противников идеи таковы: если создать саморегулируемую организацию, частных экспертов будет трудно контролировать. Судебные эксперты не должны быть нацелены на получение прибыли, а частники, есть риск, начнут именно зарабатывать деньги. Устоит ли кто перед соблазном сделать заказное заключение: не верное, но хорошо оплаченное?
В свою очередь сторонники идеи утверждают, что от частных экспертов мы никуда не уйдем, более того, этот институт уже существует. Например, в системе добровольной сертификации, созданной в минюсте, прошли сертификацию компетентности уже более 900 негосударственных судебных экспертов из 400 негосударственных судебных учреждений по 23 родам и видам судебной экспертизы. Если же объединить всех экспертов в саморегулируемую организацию, это не значит, что они станут неподконтрольными коммерсантами. В подобных организациях существуют четкие стандарты и требования. Нарушителя можно исключить из профессионального сообщества, и если это не сделают коллеги, то решит суд. В общем, рычаги контроля над подобными организациями у государства есть.
Кстати, в арбитражных судах уже фактически уравняли в правах частных и государственных экспертов. А Верховный суд готовит постановление пленума по вопросам назначения судебных экспертиз. Будет обобщена судебная практика и разъяснены процессуальные тонкости экспертизы, в том числе чьи заключения принимать, где заказывать исследования, как перепроверять и так далее. В любом случае запретить негосударственных экспертов не получится. Минюст прорабатывает другой путь: ввести систему государственной аккредитации и лицензирования негосударственных экспертов. При этом слово "негосударственный" не всегда синоним "частнику". Лицензии могут получать, скажем, экспертные лаборатории при ведущих университетах или крупных НИИ. А в частные фирмы могли бы уходить вышедшие на пенсию судебные эксперты из государственных учреждений. В их компетенции никто не сомневается.