На прошедшем в Первоуральске съезде промышленников и предпринимателей Свердловской области неожиданно прозвучало много критики в адрес самих руководителей и собственников предприятий.
Обычно - так повелось еще с 90-х годов - собрания директоров начинались с подробного описания тягот, выпавших на долю станового хребта российской экономики, и заканчивались принятием обращений в адрес властей всех уровней, без поддержки которых возрождение отечественной промышленности представлялось невозможным. Нынешний съезд продемонстрировал, что времена действительно изменились. Руководители заводов, очевидно, свыклись с мыслью, что идеологией промышленного подъема должна быть опора на собственные силы: они не жаловались на жизнь, очень лаконично рапортовали об успехах и проблемах и формулировали предложения к власти.
- Кризис не прошел, но самая острая его фаза позади, - заявил исполнительный директор одного из крупнейших трубных предприятий области Мелик Мори. - Промышленники адаптировались к ситуации и поняли, что единственный выход для нас - предпринимать активные действия: освоение новых видов продукции, повышение ее качества, инвестиции в персонал.
- Для выхода из кризиса главное - наличие программ развития. Все крупные корпорации такие документы уже разработали. Важно, чтобы они четко корреспондировались с государственными, - подчеркнул глава финансово-промышленной группы Михаил Ходоровский.
На уровне региона реализуются несколько программ, направленных на развитие кооперации, рост внутреннего спроса, освоение инновационных видов продукции. И хотя объем государственной поддержки, которую область в состоянии выделить промышленности, невелик (за 2008-2009 годы он составил 801,5 миллиона рублей), эффективность этих мер подтверждают другие цифры: бюджетные средства позволили продолжить реализацию 51 инвестиционного проекта общей стоимостью 13,372 миллиарда рублей. То есть на каждый бюджетный рубль удалось привлечь свыше 16 рублей частных инвестиций. Именно в этот непростой для промышленности период, отметили участники съезда, значение государственно-частного партнерства особенно возросло.
Так или иначе, спустя год после начала глобальных экономических передряг уральские заводы понемногу начали оправляться от удара. Как рассказал, например, Алексей Филиппов, управляющий директор металлургического предприятия из Каменска-Уральского, потерявшего в начале года около половины заказов на внешнем рынке, после реализации корпоративной антикризисной программы начался рост производства: в июле завод сработал с плюсом, а в сентябре уже вплотную приблизился к докризисному уровню.
Ну, а коль уж сами директора признали, что промышленности немного полегчало, то трудно было не согласиться с претензиями в их адрес. Как отметил председатель областной федерации профсоюзов Андрей Ветлужских, некоторые промышленники считают, что "кризис, как война, все спишет". Понимая трудности, которые испытали предприятия, профсоюзы постарались не допустить акций протеста, связанных с массовыми сокращениями и снижением зарплаты рабочих. Однако, поспешив в тяжелые времена секвестировать колдоговоры и урезать выплаты, работодатели теперь, несмотря на улучшение финансового положения предприятий, не спешат вернуть соцпакет работникам.
Покритиковала коллег-промышленников и президент Уральского банковского союза Валентина Муранова, которая привела такие цифры: в то время как выручка предприятий упала на 30 процентов, их просроченная кредитная задолженность возросла в 1,5 раза. Население, несмотря на снижение платежеспособности, платит по кредитам значительно аккуратнее, нежели промышленники.
- В РСПП отметили, что рост задолженности предприятий не всегда связан с ухудшением их финансового положения. Часто причиной просрочки является недобросовестность, нарушение платежной дисциплины, - отметила Муранова. - Банковское сообщество понимает, что промышленный подъем невозможен без кредитов. Однако наш анализ показывает, что большинство предприятий, которым отказано в выдаче займов, на самом деле нуждаются не в кредитах, которые придется возвращать, а в дополнительных инвестициях со стороны собственника.
При этом, по данным Уральского банковского союза, из 553 заявлений на банкротство, поданным в суды Свердловской области, только два - от банков. Предприятия же зачастую предъявляют к должникам требования на весьма скромные суммы, участились и случаи самобанкротства. Все это увеличивает риски финансовых учреждений. И, если в такой ситуации в 2010 году не будет продлена возможность реструктуризации кредитов, банки начнут более жестко подходить к должникам.
Собственно говоря, в задачи съезда изначально не входила выработка мер спасения утопающих. Руководители предприятий и представители власти собрались, чтобы обсудить стратегию экономического подъема, у которой, в региональной версии, три главных составляющих: кооперация, инвестиции, инновации. По мнению директоров, для того, чтобы программа была успешно реализована, помимо усилий самих промышленников и областной власти, необходимо решить ряд вопросов на уровне Федерации. В частности, ускорить принятие законов о промышленной политике и инновационной деятельности, поправок в ряд других законодательных актов. А кроме того, скорректировать практику субсидирования реального сектора и применения мер таможенно-тарифного регулирования - для того чтобы стимулировать рост инвестиций и ускорить модернизацию производств.
Впрочем, как заметил, подводя итоги съезда, председатель областного Союза промышленников и предпринимателей Владимир Семенов, главное, что сейчас действительно необходимо, - это "модернизация мозгов собственников и руководителей предприятий". Судя по выступлениям на съезде, этот процесс тоже пошел.