Статс-секретарь - замминистра здравоохранения и соцразвития Юрий Воронин - о перспективах развития российской пенсионной системы.
Российская газета : Юрий Викторович, в этом году принято много важных "пенсионных" решений: с 1 января пройдет валоризация и вырастет страховая часть. А что будет с накопительной частью?
Юрий Воронин : За накопительный компонент пенсионной системы, его идеологию, отвечает не наше министерство, а ведомства экономического блока - минэкономразвития и минфин. Но нас этот вопрос не может не волновать, потому что нам небезразличен уровень обеспечения людей после их выхода на пенсию.
Копилка предложений
РГ : И что же вы собираетесь в таком случае делать?
Воронин : Поэтому мы поддержали предложение Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) и создаем рабочую межведомственную группу, куда включены представители минэкономразвития, минфина, ФСФР, обеих палат Федерального Собрания, НАПФ, Общественной палаты, профсоюзов, работодателей... Перед этой группой поставлена задача: разработать стратегию развития негосударственного пенсионного обеспечения.
Предстоит дать четкие ответы на многие вопросы. В чьей собственности должны находиться пенсионные накопления, чтобы люди осознавали их своими деньгами, которыми нужно наиболее эффективно распорядиться; должны ли пенсионные накопления наследоваться; какой организационно-правовой статус необходимо придать НПФ, чтобы эти фонды функционировали более надежно и успешно. Вопросов много.
РГ : Некоторые ваши противники вообще предлагают отменить накопительную часть...
Воронин : Министерство настаивает на том, что все приобретенные права граждан, в том числе и на накопительную часть трудовой пенсии, неприкосновенны. Мы считаем, что накопление отменять нельзя. Более того, мы в принципе уже заложили основы стройной и эффективной пенсионной системы. У нас пенсионная система комбинированная. Сочетает распределительные и накопительные принципы финансирования. Считаем такую конструкцию на данный момент оптимальной. И менять ее не будем.
Однако если мы признали наличие недостатков в распределительном компоненте пенсионной системы и приняли решения по его дальнейшему развитию, что нам мешает провести точно такую же аккуратную работу в отношении совершенствования накопительного компонента, который требует своего развития в изменившейся экономической ситуации.
Смотрите, есть так называемая солидарная ответственность поколений. Государство собирает деньги с работающих граждан независимо от их желания, чтобы обеспечить выплату пенсий нетрудоспособным гражданам. Так формируется страховая часть пенсии.
Но в эту "обязательную" схему с 2002 года, помимо общественного страхования, входит и личное накопление. То есть накопления вроде индивидуальные, но взносы в размере 6 процентов заработка на них изымаются в обязательном порядке. Но эти деньги никуда не направляются, за счет них не выплачиваются пенсии пенсионерам. Они капитализируются, инвестируются и, кроме самого человека, ими никто воспользоваться не может. Где же тут логика? В чем состоит общественная необходимость принудительного формирования моих личных накоплений?
Есть точка зрения, что иначе человек не будет копить себе деньги на старость в силу присущей ему недальновидности. Но, извините, человек вправе сам делать выбор - после исполнения общественной обязанности по пенсионному страхованию копить ли еще себе дополнительно на старость, достаточно ему будет для достойной жизни, когда он оставит работу, только страховой пенсии от Пенсионного фонда или потребуется еще дополнительная пенсия от НПФ.
Существует и другое обоснование. Принуждая нынешнее поколение копить себе на старость, мы тем самым снимаем непосильную финансовую нагрузку со следующих поколений, которые будут не столь многочисленны в силу негативного демографического тренда. Однако это совершенное лукавство. От принципа финансирования демографическая устойчивость пенсионной системы не зависит.
Принципиально важно, какую долю в ВВП общество может позволить себе направлять на пенсии, а уж каким ножом резать этот общественный пирог, распределительным или накопительным, вопрос вторичный и несущественный. Будущее поколение никогда не будет освобождено от обязанности содержать действующее поколение - пенсионеры будут потреблять только то, что могут произвести работающие члены общества.
При этом мы предлагаем перевести накопительный компонент из обязательного пенсионного страхования, регулируемого нормами публичного права, в систему добровольного гражданско-правового страхования.
РГ : Что такое изменение даст людям?
Воронин : Можно будет разрешить многие существующие на сегодня "перекосы". Сегодня пенсионные накопления (декларируемые в качестве личных!) невозможно наследовать. Воспользоваться ими правопреемники могут только если человек умер до назначения накопительной части пенсии.
Кроме того, пока накопления находятся в обязательном пенсионном страховании, невозможно, чтобы НПФ или управляющие компании предлагали застрахованным какие-то дополнительные возможности в распоряжении этими деньгами.
На Западе, например, есть возможность соединить капиталы супругов, чтобы выплачивать им единую пенсию по максимально высокой ставке. Другой вариант - получение части накоплений в виде единовременной суммы на неотложные нужды. Еще вариант - обменять пенсионные накопления на страховой аннуитет и в дальнейшем получать страховку в страховой компании.
Ничего этого в системе обязательного пенсионного страхования быть не может, т.к. эта система выплачивает государственную пенсию - всем по единым правилам.
Молчуны заговорят?
РГ : Вы сказали, что основа для исправления уже заложена. Каким образом?
Воронин : Самое интересное, что мы создали нормальные условия и предпосылки для развития накопительного компонента. Со следующего года меняется порядок формирования страховой части пенсии. Установлен порог в 415 тысяч рублей в год - это максимальный заработок, облагаемый страховыми взносами. То есть государство отвечает за формирование пенсии в пределах этой суммы. А заработок, превышающий 415 тысяч рублей, вообще освобождается от страховых взносов, и у работника появляется возможность: пожалуйста, если много зарабатываешь, можешь страховаться в системе НПФ. Это первое.
Второе: с прошлого года мы ввели систему софинансирования накопительных пенсий, которая побуждает человека к тому, чтобы самостоятельно страховать наступление старости. Причем добровольно (а не в обязательном порядке). Государство добавляет на каждую уплаченную работником тысячу рублей еще столько же. Это уже совершенно иная философия, полностью соответствующая ценностям демократического общества. Не принуждать, а побуждать!
Следующий шаг - надо решить вопрос с собственностью. Пока мы с вами не будем четко осознавать, что пенсионные накопления - наша собственность, мы владеем этими деньгами, мы ими распоряжаемся, мы никогда не перейдем из разряда "молчунов" в разряд активных участников этой системы.
РГ : Собственно, вы, как я понимаю, изложили основные моменты будущей стратегии развития негосударственного пенсионного обеспечения. Можно ли что-то конкретное сказать о сроках?
Воронин : Не всё так просто. Есть, конечно, и сторонники того, чтобы ничего не трогать, и, наоборот, радикально настроенные эксперты. Но международный опыт говорит, что пенсионные системы не могут быть фиксированными, они нуждаются в постоянной "настройке" - меняются экономические условия, меняется демография. Сейчас, например, те страны, которые 20 - 30 лет назад первыми ввели жесткие накопительные системы, в таком формате полностью разочаровались. И вот уже и Чили, и Аргентина отказываются от такого радикального накопления, возвращаются к страховой или смешанной моделям.
Мы по сравнению с ними в лучшем и более устойчивом положении, потому что мы избрали в 2002 году более взвешенную, т.н. смешанную пенсионную систему. Это позволяет без особого риска подстраивать каждый из ее элементов, принимать решения по их развитию.
На рабочей группе всё это предстоит обсудить. То, до чего договоримся, сформулировать в стратегии, представить ее на рассмотрение правительства. Это может произойти уже в конце нынешнего - начале следующего года. Мы постараемся сделать работу этой группы максимально открытой для гражданского общества, социальных партнеров, независимых экспертов и средств массовой информации.
Справочная служба Минздравсоцразвития:
тел.: (495) 628-44-53, 127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер., 3.
От редакции
Свои мнения и предложения о будущем нашей пенсионной системы можно присылать нам в редакцию по адресу: nevin@rg.ru