15.10.2009 23:30
    Поделиться

    Завершился ХVI международный кинофестиваль анимационных фильмов

    "Крок" - по-украински шаг. Емкое, энергичное название невольно определило суть фестиваля, рожденного творческим содружеством России и Украины.

    В этом году в фестивале участвовало 300 новых мультфильмов из 36 стран. Ни один из аниматоров, будь то русский, француз, эстонец, англичанин, венгр, не пожаловался на судьбу. Нет денег? Ну и что! Нет столов, станков - можно "переселиться" в компьютер...

    В фестивальной программе были представлены все способы изготовления мультфильмов: рисованные, перекладка, 2D, 3D, куклы, пластилин. И - комбинированные. Кто был верен себе в пластилине, в пластилине и остался ("Стать твердым", Степан Коваль, "7 минут спустя", Изабелла Плучиньска). А кукольники хранили верность куклам ("Он и Она", Мария Муат, "Госпожа Г", Михал Жабка). Что изменилось? Заметно сократились творческие группы. Специалисты стоят дорого. Чаще всего режиссер - он и сценарист, и художник, и даже аниматор. Пример Ивана Максимова очевиден. Работает дома. Чуть-чуть что-то доделывает на студиях. Результат - "Болеро", "Либидо Бенджамина", "Медленное бистро", "Ветер вдоль берега", "Дождь сверху вниз". Или Алексей Демин. Он тоже - из домашних. Работает в рисованной анимации. Во всех фильмах выступает как режиссер, сценарист, художник-постановщик и аниматор ("Кошки под дождем", "Буатель", "Очумелов"). Продюсер Наталья Орлова, вздохнув, призналась, что, казалось бы, незамысловатый рисованный фильм "Пудя" (продолжительность 13 минут) делался методом перекладки на станках, это недешевое удовольствие. "Мультфильм обошелся нам в 3,5 млн рублей", - пожаловалась она. Всего-то...

    Как бы то ни было, именно российские мультфильмы произвели на членов международного жюри неизгладимое впечатление, объясняемое льющимся с экрана "потоком чистой энергии". В их числе и Сони Кравцовой (приз "За лучший детский фильм").

    Алексей Демин получил диплом "За оригинальную экранизацию классической литературы" - фильм "Очумелов" (чеховский "Хамелеон").

    И еще один российский фильм "Глупая" (причем по рассказам замечательного писателя Юрия Коваля) получил приз (в категории фильмов 5-10 минут). Режиссер Екатерина Соколова подчеркивает, что ее вдохновила самодостаточная проза. И в то же время проза была полностью обезглавлена, лишившись слов. Талантливая литература перешла в талантливое изображение. Текст ограничивается фразами: "Коля, кушать подано!", "Коля, иди обедать!". Простое семейное счастье. Когда любят не за что-то.

    Логика приоритетов жюри неожиданно оборвалась, когда был объявлен обладатель гран-при фестиваля - фильм "Лили" эстонца Рихо Унта. Сюжет "Лили" выстроен от песни "Лили Марлен". Практически клип. Но в извращенном варианте. Первый план: труп солдата, огромные, мерзкие крысы, пирующие на поле. Второй: женщина в неге, в ожидании возлюбленного. Из радиоприемника рядом с солдатом льется "неубитая" песня "Лили Марлен" в исполнении Марлен Дитрих. Песня, связывающая их любовь. Крысы хотят уничтожить музыку: сгрызть своими острыми резцами, взорвать... Но не получается. Рихо Унт подчинил художественному замыслу несовместимые пространства: живое изображение женской плоти и кукольных крыс. Он поиграл в некрореализм, когда некро (отсутствие жизни) - символизируют крысы, реализм - песня Лили. Режиссер показал, что мастерски владеет всеми анимационными техниками. Но когда речь идет о самой высокой призовой планке фестиваля, хочется поднять голову вверх, как можно выше, а не смотреть на крыс...

    Прямая речь

    Александр Петров, режиссер-мультипликатор:

    - Мне нравятся философски осмысленные картины. "Крок" удивил обилием таких работ. Я сам предан своей технике и ценю авторов, которые верны и технике, и идее.

    Поделиться