Сегодня президиум правительства намерен скорректировать ряд пошлин, увязав их с требованиями единого таможенного тарифа, который должен вступить в силу с 1 января 2010 года на территории России, Белоруссии и Казахстана.
В первую очередь пересмотру подвергнутся экспортные пошлины на сжиженный природный газ (СПГ) и никель - в сторону увеличения, поскольку понижать уже некуда. Напомним, что еще в январе 2006 года власти обнулили пошлину на СПГ (до этого она составляла 40 евро за тонну) с целью создать благоприятные условия для инвестирования в строительство заводов по сжижению газа в России. А спустя три года, в январе 2009-го, была отменена пятипроцентная пошлина на никель. "Принятые в экстренном и оперативном режиме антикризисные меры по защите внутреннего рынка в целом дали положительные результаты. Однако с выходом на траекторию посткризисного развития требуется переосмысление подходов в части рациональной защиты внутренних рынков", - отмечается в докладе главы минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, который она представит сегодня на президиуме правительства.
Поэтому власти решили пойти на возврат экспортных пошлин на СПГ и никель на прежний уровень. "До конца года может быть принято такое решение", - заявил источник "РГ" в Белом доме. Он добавил, что в случае принятия соответствующих постановлений правительства они традиционно вступят в силу через месяц после официальной публикации. Впрочем, у возврата пошлин уже есть свои сторонники: так, комиссия правительства по защитным мерам во внешней торговле предлагала вернуть пошлину на никель в том же размере с 1 декабря 2009 года. Но только в том случае, если на Лондонской бирже металлов (LME) цены на никель установятся выше 12 тысяч долларов за тонну. Сейчас же цена колеблется вблизи отметки 16 тысяч долларов за тонну.
Ко всему прочему, министры сегодня должны определиться, стоит или нет корректировать ранее утвержденный график поэтапного повышения вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину. Вопрос этот имеет особое значение, поскольку напрямую увязан с политикой. Напомним, что одним из крупных потребителей российского "кругляка" является Финляндия, через территориальные воды которой прокладывается Североевропейский газопровод. Как ранее сообщал "РГ" высокопоставленный чиновник Белого дома, Москва и Хельсинки фактически хотят обменяться согласием по этим позициям.
Что же касается импортных пошлин, то с января по сентябрь 2009 года ставки по 350 товарным позициям были повышены. В результате объем импорта в январе-августе 2009 года составил 7,4 миллиарда долларов, тогда как за аналогичный период 2008 года он превышал 16,2 миллиарда долларов.
Введение в январе этого года повышенных пошлин на ввоз подержанных иномарок, по мнению источника, дало положительный результат, позволив защитить производителей не только отечественных автомобилей, но и иномарок российской сборки. Потребители, в свою очередь, также переходят на качественно новый товар, предпочитая новые иномарки. В структуре импорта автомобилей за девять месяцев доля новых машин составила 96 процентов по сравнению с 8-10 процентами в аналогичном периоде прошлого года. На потребительском рынке новые автомобили охватили уже половину пространства. Также положительно власти оценивают введенные ранее пошлины на отдельные виды металлопроката и труб, обнуление пошлин на технологическое оборудование, ряд комплектующих и сырьевых товаров, снижение пошлин на ввоз авиатехники, обнуление пошлин на импорт плазменных и жидкокристаллических экранов для телевизоров и одновременно повышение пошлин на ЖК-телевизоры.
В докладе Набиуллиной говорится, что, если отечественные товары будут вытесняться с внутреннего рынка импортом, правительство продолжит тарифную защиту. Впрочем, минэкономразвития признает, что искусственное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности родного производителя, ущемляет интересы потребителя и ведет к росту цен на внутреннем рынке.