Фестиваль современного кино "Завтра" - это прежде всего площадка для общения кинематографистов со зрителями.
Так, режиссер из Чили, писатель и драматург Алехандро Ходоровский (председатель жюри этого года) поделился с журналистами тем, почему он всегда мечтал побывать в России. По его собственным словам, это было уникальной возможностью вновь обрести свои корни. Не без доли иронии он вспомнил, как его родители - дети российских эмигрантов - во время ссор часто переходили на незнакомый ему язык, понять который он всегда мечтал.
Как показали картину открытия фестиваля "Предел контроля" (Джима Джармуша) и конкурсные работы, "покорность и смирение" - лишь оборотная сторона свободы творчества. "Предел контроля" - фильм-иллюзия, фильм-сновидение, лейтмотивом в котором звучит фраза: "Человеку, который считает себя выше других, место на кладбище". Фильм, похожий на стихотворение хокку, видеоряд которого вместе с Джармушом выстраивал знаменитый оператор, соавтор практически всех фильмов гонконгского режиссера Вонга Кар Вая Кристофер Дойл. Господин Дойл в рамках фестиваля провел мастер-класс для студентов киновузов, на котором попытался объяснить, как ему удается создавать затягивающую в себя реальность кадра. Для него в любом фильме главное - это пространство, которое сам он выстраивает по фэн-шуй.
- Все мои фильмы - праздник пространства и света, - рассказал Кристофер Дойл. - А понять, что в итоге будет представлять из себя картина, можно только тогда, когда работа закончена и ее показывают зрителю. По сути, это то же самое, что проснуться утром в одной постели с человеком, с которым хорошо выпил накануне вечером.
Дойл призвал всех участников мастер-класса немедленно брать в руки камеру и снимать: "Если я могу сделать это - значит, любой сможет! Идите и снимайте свои дурацкие фильмы, выкладывайте их в Интернет и не ждите, пока вам расскажут, как это делается!"
Этому совету безоговорочно следует двадцатилетний режиссер из Канады Ксавье Долан, чья конкурсная картина "Я убил свою маму" была встречена аплодисментами. До показа в Москве работа Долана уже получила три награды на фестивале в Каннах этого года.
Рассказ о подростковой ненависти, который стал основой сценария фильма, Ксавье написал еще в школе. В фильме Долан действительно убивает свою мать, и не один раз, но только при помощи выразительных средств кино. В реальности мама жива и здорова. И одновременно с гнетущим чувством нелюбви Долану удалось показать всю глубину эмоциональной зависимости от своей мамы - любовь безмерную. В Москву молодое дарование не приехало, поскольку сейчас Ксавье снимает свой второй полнометражный фильм.
Зато в России побывал знаменитый режиссер и актер из Нидерландов Рутгер Хауэр ("Бегущий по лезвию бритвы", "Достучаться до небес", "Признания опасного человека"). Он также провел мастер-класс.
Как показал фестиваль "Завтра", кино - это еще и машина времени. Именно оно позволило зримо присутствовать на киносмотре недавно ушедшему от нас президенту фестиваля Ивану Дыховичному. И не только в ретро спективе фильмов режиссера, но и в воспоминаниях друзей, в атмосфере, начиная с самой церемонии открытия. Генеральный продюсер киносмотра Ренат Давлетьяров подчеркнул, что, пока он руководит фестивалем, у "Завтра" не будет другого президента, "ведь именно Иван придумал его, именно он подарил нам "Завтра". На открытии фестиваля телеведущая Татьяна Лазарева исполнила а капелла песню "Девонька милая" - посвящение жене и музе режиссера Ольге Дыховичной.