1 ноября в правительство должна быть представлена Государственная программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Программа построена по принципу типовых проектов, реализация которых возложена не на чиновников, а на российский бизнес - от малого до "великого". Какие задачи поставлены перед бизнесом, "РБГ" спросила у директора департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности министерства энергетики Сергея Михайлова.
- Сергей Алексеевич, правительство считает необходимым разработку плана взаимодействия правительства и бизнеса по внедрению энергосберегающих технологий. Что для этого придется сделать?
- В последние годы мы активно работаем с бизнесом в вопросах энергосбережения. Межведомственный координационный совет по вопросам энергоэффективности и энергосбережения, связям с бизнесом и регионами, созданный по инициативе Минэнерго России, как раз этим и занимается. Ближайшее заседание совета состоится 29 октября. На заседание совета приглашаются представители РСПП, администрации, субъектов РФ, представители бизнеса, которые участвуют в обсуждении важных вопросов, связанных с реализацией задач, которые поставлены президентом Российской Федерации в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Главная из них - снижение энергоемкости отечественной экономики на 40 процентов к 2020 г. по сравнению с 2007 г. На реализацию этой задачи подготовлен проект федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", а также Государственная программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Кстати, реализация большинства проектов, которые предусматриваются в рамках этой госпрограммы, будет осуществляться по принципу государственно-частного партнерства.
Страны Евросоюза ставят перед собой задачу к 2020 году снизить объем энергопотребления на 20 процентов. Чтобы сделать нашу отечественную продукцию конкурентоспособной, предприятия заинтересованы в снижении ее энергоемкости. Именно в этом вопросе бизнес является нашим главным союзником. Особенно это касается тех энергоемких отраслей, где доля топливной составляющей при выпуске продукции составляет более 15 %. Для того чтобы определить первоочередные мероприятия по снижению энергоемкости, необходимо провести энергетические обследования предприятий. В первую очередь попадают те, что регулируются государством - бюджетная сфера, и те организации, которые на приобретение энергетических ресурсов тратят более 10 млн руб. в год. В проекте нового закона обязательные обследования должны приводиться на предприятиях и организациях с участием в государственно-бюджетной сфере. Энергетическое обследование предприятия предполагает подготовку энергетического паспорта и формирование предложений по снижению потребления топливно-энергетических ресурсов. Впрочем, среди бизнес-сообществ уже сейчас есть лидеры в вопросах энергосбережения, достигшие реальных результатов в экономии топливно-энергетических ресурсов. Но таких можно сосчитать по пальцам. Основная масса инертна. К тому же она находится в информационном вакууме и не всегда знает, что нужно делать в качестве первых шагов. Мы надеемся, что новый законопроект поможет им в этом.
- Какова на сегодняшний день энергозатратность в России по сравнению со среднемировым уровнем?
- Энергоемкость или, если хотите, энергозатратность нужно сравнивать со странами с близкими природно-климатическими условиями. Такими для нас являются страны Скандинавии и Канада. Мы отстаем от них по данному показателю в 2,5-3 раза.
- Как разрабатывалась Государственная программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Какие сроки ее реализации?
- Президент дал поручение - разработать Государственную программу по энергосбережению и повышению энергоэффективности и обеспечить ее финансирование начиная с 2010 года. Срок представления проекта программы в Правительство РФ - начало ноября. Для разработки проекта программы мы создали 6 экспертных групп, в которых работали порядка 80 экспертов самого высокого уровня по проблематике энергосбережения и энергоэффективности. В процесс разработки были также включены и субъекты Российской Федерации. Проект программы уже разослан на согласование в заинтересованные министерства и ведомства. Отличие этой программы от всех предыдущих в том, что она построена по принципу типовых проектов (направлений), реализация которых в самое ближайшее время даст для страны существенную экономию топливно-энергетических ресурсов. Раньше федеральные целевые программы разрабатывались по принципу сбора заявок от субъектов Российской Федерации. На их основе формировалась практическая часть программы, которая обсчитывалась с возможным софинансированием со стороны федерального бюджета, после чего поступала в правительство для реализации. В новом проекте программы тоже есть объем средств, необходимый для ее реализации, но первоочередное - это типовые проекты. Международное аналитическое агентство совсем недавно разработало 25 рекомендаций по энергосбережению, у нас таких типовых рекомендаций 62. Мы более глубоко проработали тематику практического энергосбережения и считаем, что ими покрываем практически все поле энергоэффективности и энергосбережения. Надеемся, что конкретные проекты, которые могут быть заявлены в рамках этой программы, наверняка найдут свою нишу в рамках типовых направлений.
- В программе подсчитано энергосбережение?
- Конечно. Главная задача - снизить энергоемкость. Решение этой задачи мы распространяем не только на бюджетную сферу, которая составляет порядка 9 процентов от общего объема энергопотребления, но и на все энергоемкие отрасли промышленности. Конечно, на те отрасли промышленности, которые приватизированы, не планируем средств. Мы даем сигнал бизнесу о том, что именно эти типовые проекты приведут к существенной экономии топливно-энергетических ресурсов в ближайшие 2-3 года. Поэтому они могут формировать свои программы, опираясь на данные типовые проекты.
В соответствии с задачами программы экономия ТЭР в 2015 г. должна достигнуть порядка 85 млн тонн условного топлива в год, а в 2020-м - 180 млн тонн условного топлива в год. Это существенная величина при условии, что весь потенциал энергосбережения в стране составляет около 350 млн тонн условного топлива в год.
- В разработке программы использовался опыт зарубежных стран?
- Именно на этот опыт мы в первую очередь и опирались. Типовые подходы и проекты по энергоэффективности на Западе в большей степени реализованы. К примеру, в США есть федеральная программа по экономии ТЭР в бюджетной сфере, которая действует порядка 15 лет. Мы ее детально изучили, к тому же у нас богатый опыт двухстороннего взаимодействия по энергоэффективности с зарубежными министерствами-партнерами. Мы в том числе использовали зарубежный опыт для формирования одной из статей проекта ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", где говорится: будут иметь право бюджетных организаций использовать полученную в течение 5 лет экономию от реализации энергосберегающих проектов по своему усмотрению. То есть, например, на закупку нового энергоэффективного оборудования, на премии для работников и т.п. Такого не было никогда. Надеемся, что данный законопроект будет рассмотрен Госдумой во 2-м чтении в октября текущего года.
- Какие предусматриваются инструменты государственного регулирования в сфере энергосбережения?
- Во-первых, мы планируем, что будут выделены бюджетные средства на софинансирование программы, начиная с 2010 г. порядка 0,9 триллиона рублей. Привлеченных средств мы планируем в 3-5 раз больше.
В этом и есть смысл государственно-частного партнерства. Для целей пропаганды, энергоэффективного пути развития страны, сбора и анализа информационных потоков в ведении Минэнерго России планируется сформировать российское энергетическое агентство.