Кризис затрагивает все новые и новые сферы экономики и права. Сейчас пришло время менять правила игры уже в целом, в отдельных отраслях, например, в сфере корпоративных облигаций. Еще два-три года назад Россия переживала настоящий бум корпоративных облигационных займов. Множество эмитентов, даже не задумываясь, действительно ли эмиссия облигаций необходима для развития их бизнеса, рассматривали и использовали облигации как дешевую альтернативу банковским кредитам. Проблемы начались, когда банки выпали из ритмичного оборота денежных средств и эмитенты остались один на один с обязательствами по выплате... даже не основного долга, а просто купонов, составляющих, как правило, всего лишь несколько процентов от номинала.
Масштабы и опасность этой проблемы наглядно демонстрируют следующие цифры и показатели. Сумма дефолтов IV квартала 2008-го и первых трех кварталов 2009 года:
по сравнению с показателями 2007 года увеличилась в 480 раз и теперь составляет 10% от общей суммы "обращающихся" на рынке корпоративных облигаций;
уже достигла величины в 1,3% от ВВП, рост которого в 2010 году, по прогнозу министерства финансов, может составить всего 1%;
образована менее чем 200 эмитентами, но уже составляет 16-18% от суммы внешнего долга Российской Федерации.
Мы прекрасно понимаем, что финансовый кризис невозможно преодолеть без потерь, и среди эмитентов есть немало добросовестных предпринимателей, которые сделали все от них зависящее, но тем не менее не смогли избежать дефолта. Подобных примеров много, и, кстати, они не всегда заканчиваются фатально для держателей облигаций, где-то компания находит нового инвестора, где-то проводится реструктуризация, где-то облигационеры становятся акционерами. Но в целом ситуация отдается на откуп и решение собственника бизнеса, переговоры проводятся сепаратно, без учета мнения миноритарных участников, поэтому есть и другие примеры...
Чтобы инвесторы не остались один на один с недобросовестными эмитентами, правительством разработан и сейчас рассматривается в Государственной Думе законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций.
Какие же именно меры предлагаются правительством в защиту прав инвесторов?
Во-первых, предлагается нормативно урегулировать процедуру предъявления требования о досрочном погашении облигаций. На сегодняшний день отношения инвестора и эмитента в данном вопросе регулируются общими положениями Гражданского кодекса РФ о расторжении договора, в связи с чем инвестору необходимо в судебном порядке доказывать, что дефолт, допущенный эмитентом при выплате очередного купона, несмотря на незначительность суммы, в действительности свидетельствует о существенном изменении обстоятельств и ставит под сомнение погашение задолженности в целом.
Еще больший оптимизм вызывает норма, утверждающая, что сумма, выплачиваемая при досрочном погашении облигаций, не может быть менее суммы номинальной стоимости (остатка номинальной стоимости, если ее часть уже была выплачена владельцам облигаций) и накопленного процентного дохода.
К сожалению, при этом без ответа остается вопрос о взаимосвязи различных выпусков эмиссионных ценных бумаг одного и того же эмитента, иными словами - может ли дефолт по облигациям одного выпуска свидетельствовать о существенном изменении обстоятельств и по другим выпускам того же эмитента или необходимо подождать и убедиться в неплатежеспособности, так сказать, окончательно.
Во-вторых, в цепочке взаимоотношений инвестор - эмитент появляется еще один участник - представитель владельцев облигаций. Предполагается, что представителем владельцев облигаций сможет стать профессиональный участник рынка ценных бумаг или иное юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, существующее не менее 3 лет, оказывающее аудиторские, консультационные и (или) юридические услуги, стоимость чистых активов которого, по данным последней бухгалтерской отчетности, составляет не менее 1 млн рублей.
Представитель владельцев облигаций будет обязан воплощать в жизнь решения, принятые общим собранием владельцев облигаций, выявлять обстоятельства, которые могут повлечь нарушения прав и законных интересов владельцев облигаций, контролировать состояние имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств по облигациям, принимать иные меры, направленные на защиту прав и законных интересов владельцев облигаций.
В случае принятия законопроекта только представитель владельцев облигаций сможет от имени владельцев облигаций предъявлять требование об исполнении обязательств по облигациям, а также обращаться в арбитражный суд с таким требованием. В этом случае владельцы облигаций не вправе заявлять самостоятельно соответствующие требования, тогда как их представитель обладает полной процессуальной самостоятельностью, вплоть до права на заключение с эмитентом мирового соглашения или отказа от иска полностью. Очевидно, таким способом предлагается уменьшить количество дел в арбитражных судах, связанных с взысканием суммы задолженности по облигациям, и упростить судопроизводство, сократив количество представителей на стороне инвесторов.
Самое интересное, что представитель владельцев облигаций может назначаться как самим эмитентом, так и собранием владельцев облигаций, но его услуги будет в любом случае оплачивать эмитент.
В-третьих, законопроект придаст официальный статус уже упомянутому выше собранию владельцев облигаций, по своей сути представляющему собой оригинальную смесь собрания кредиторов и акционеров одновременно. Отметим два наиболее интересных момента (самостоятельные требования владельцев облигаций не подлежат удовлетворению, за исключением случаев, предусмотренных законом; владелец облигаций вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием владельцев облигаций), которые откроют новые возможности для развития корпоративных споров и конфликтов.
Таким образом, законопроект в условиях нормального делового оборота мог бы решить многие из существующих проблем. Но он совершенно не предполагает работу с недобросовестными эмитентами, активно использующими пробелы российского законодательства, которые позволяют успешно уклоняться от погашения задолженности.
С недобросовестными эмитентами должен работать регулятор, вполне допустимо создание специальных процедур санации для эмитентов корпоративных облигаций по аналогии с банкротством кредитных учреждений.
Каждый случай банкротства эмитента корпоративных облигаций должен тщательным образом проверяться на предмет расходования привлеченных средств, обоснованности предлагаемых условий реструктуризации, правомерности действий собственников и руководителей эмитента. Только так мы сможем привести рынок заимствований к цивилизованной модели работы.