В СМИ появилась информация, что армейскую табель о рангах могут дополнить новым воинским званием "старший полковник".
Со ссылкой на анонимный источник в минобороны сообщалось, что присваивать его будут командирам вновь сформированных бригад и авиационных баз. В новом облике Вооруженных сил таким частям уготована роль главных боевых единиц, и руководить ими должны особо отмеченные офицеры. Статус повыше обычного полковника, но пониже генерала как раз и обеспечит новое звание. Не названный ньюсмейкер оговорился, что конкретного решения по пересмотру табели о рангах пока нет. Вопрос только прорабатывается.
Насколько правдивы эти сведения, корреспондент "РГ" попытался выяснить в министерстве обороны. В управлении информации и пресс-службы их назвали слухами.
- Мы связывались с Генштабом и Главным управлением кадров. Там ничего о введении нового звания не слышали. Соответственно ни о какой "проработке вопроса" речи не идет, - сказал наш собеседник. - А вот механизм стимулирования добросовестных офицеров, в том числе комбригов и командиров авиабаз, действительно обсуждается.
Весьма неоднозначно отнеслись к сообщениям в СМИ в войсках. Один из свежеиспеченных комбригов даже вначале не понял, что за нововведение там описали. А когда разобрался, не скрывал скепсиса:
- Какой старший полковник! До трех звезд бы дорасти. Думаю, что лучшим стимулом для офицера было бы увеличение денежного довольствия. Когда от получки до получки считаешь каждую копейку, о новых званиях как-то мало думаешь.
"Погонные" реформы на самом деле плохо вписываются в армейскую реформу. Сокращать 200 тысяч офицерских должностей, ликвидировать более 16 тысяч полковничьих постов и одновременно вводить дополнительные воинские звания по меньшей мере странно. К тому же, если следовать логике авторов предполагаемых нововведений, то старшего полковника пришлось бы привязать к бригаде или авиабазе на веки вечные. Ведь это звание придумано специально под них, и при переводе на другую, в том числе вышестоящую, должность с офицера надо снимать четвертую звезду.
В свое время в России уже чудили с армейской табелью о рангах. Например, специально для министра обороны Игоря Сергеева ввели звание маршала Российской Федерации. Когда глава военного ведомства ушел в отставку, канула в Лету и большая шитая звезда. Сергеев оказался первым и, скорее всего, последним маршалом в новейшей истории нашего государства.
У введения новых воинских званий нашлись и активные сторонники. Например, председатель комиссии Общественного совета при минобороны Виталий Шлыков вспомнил, что разговор о старших полковниках и бригадных генералах в Вооруженных силах идет уже лет десять.
- Сейчас, после перехода армии с дивизионно-полковой структуры на бригадную, он стал особенно актуальным. Логика в таком предложении есть, - заявил Шлыков.
А вот мнение президента Академии военных наук генерала армии Махмута Гареева:
- Должность комбрига на данном этапе реформирования армии и флота, безусловно, необходимо выделить из общего числа полковников. Если минобороны считает, что они не доросли до воинского звания "генерал-майор", то новые звания "бригадный генерал" или "старший полковник" могут вполне соответствовать этой тяжелой ноше.
Звание "старший полковник" существует в некоторых армиях мира. Например, в Китае погоны с четырьмя большими звездами носят тысячи офицеров. К примеру, старшим полковником был единственный внук Мао Цзэдуна - Синьюй Мао. Недавно 39-летнему офицеру присвоили генерала.
Бригадный генерал - очень распространенное звание на Западе, в том числе в США. Кстати, там практикуется временное присвоение звездочек. То есть сегодняшний майор может вполне завтра оказаться первым лейтенантом.