Заказ на новые гидроагрегаты для Саяно-Шушенской ГЭС загрузит мощности машиностроения

Эксперты предсказывают рост цен на акции машиностроительных предприятий, но предостерегают инвесторов от резких шагов

Для фондового рынка в условиях кризиса даже негативная новость может стать позитивной - игроки хватаются за любую возможность. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС стала такой "плохой хорошей" новостью. Станцию надо восстанавливать. То есть предприятия, выпускающие оборудование, получат заказы. Их акции, стало быть, должны подрасти. Удастся ли сделать бизнес на беде?

Этой новости - размещения заказа на новые гидроагрегаты "Шушки" - ждали долго. Несмотря на то что делать их в России, кроме "Силовых машин", некому, рынок не торопился с прогнозами, ведь рассматривались загадочные "другие варианты", так, в "РусГидро" в свое время проговорились, что имеют предложения "от крупнейших производителей оборудования". Вероятно, это были иностранные компании. В самом деле, выбор в пользу "Силмаша" был сделан из-за того, что агрегатам нужно еще и сервисное обслуживание. Его лучше обеспечит отечественный производитель - следовательно, прочие претенденты были иностранными. Сомнения по поводу "Силмаша" заключались и в том, что компания уже имеет от "РусГидро" большой заказ на оборудование для других станций. Но "Силмашу" удалось убедить ведомства, что новый мегазаказ не подвинет другие.

В итоге "Силовые машины" получили заказ на сумму в 21 млрд руб., на 10 гидроагрегатов нового поколения. Шесть поставят в 2011 году, четыре - в 2012-м. Заказ сделают на Ленинградском металлическом заводе, а больше, собственно, негде.

Как же нынешняя ситуация повлияет на рыночное самочувствие компаний, производящих оборудование? "Несмотря на достаточно серьезные проблемы в машиностроительном секторе, компании с большими портфелями заказов чувствуют себя хорошо, - поясняет "РБГ" аналитик ИК "Финам" Константин Романов. - Среди секторов машиностроения, работающих по контрактам, мы выделяем вертолетостроение, судостроение, авиастроение, производство электроэнергетического оборудования, а также производство военной техники. Портфели заказов в этих секторах формируются на несколько лет вперед, что связано с длительностью производственного цикла. Несмотря на то что некоторые клиенты могут отказываться от заказанного оборудования, это не оказывает существенного влияния на текущие объемы производства, так как для большинства клиентов отказываться от предоплаченного и находящегося в производстве оборудования невыгодно".

Посмотрим внимательнее на обозначенные экспертом сектора. Книга заказов на российские вертолеты в 2009-2010 годах заполнена на 100%, производство вертолетов в 2009 году увеличится на 37%, в 2010 году - на 20%. Пропорционально растут портфели соответствующих предприятий (например, завода в Улан-Удэ), предприятия выигрывают и от девальвации рубля. Риск, стоящий перед отраслью, - дальнейшая консолидация вертолетостроительных активов. Упомянутый завод в Улан-Удэ в "Финаме" считают перспективным в том числе потому, что доля оборонпрома в уставном капитале уже высока (75,1%).

Интересная ситуация наблюдается в судостроении. Так, аналитики "Финама" советуют присмотреться к Выборгскому судостроительному заводу, у которого отрицательный чистый долг и большой заказ от "Газпрома" на строительство буровых платформ для Штокмановского месторождения, полученный в 2007 году, ценой в 1,9 млрд долл. Строительство первой платформы должно завершиться в конце 2010 года, а второй - в первой половине 2011 года.

В то же время "позитивный взгляд" еще не означает прямой рекомендации "покупать акции" - тут все зависит от биржевой игры и решается по каждому эмитенту в индивидуальном порядке. "Сейчас мы не рекомендуем вкладываться в акции "Силовых машин", - говорит Романов. - Рынок отыграл рост объема заказов со стороны "РусГидро" еще в августе и сентябре - за последние три месяца бумаги "Силовых машин" подорожали почти на 140% и сейчас кажутся переоцененными".

"Рентабельность производства гидротурбин относительно ниже по сравнению с паровыми турбинами, которые также производит компания. Таким образом, не стоит ожидать пропорционального увеличения EBITDA компании в случае успешной реализации проекта", - дает прогноз Георгий Иванин, старший аналитик Альфа-Банка.

С другой стороны, рекомендации "держать" стоит расценивать как временные, поскольку динамика "Силмаша" позитивная. "Чистая прибыль "Силовых машин" по МСФО в первом полугодии выросла в 3,4 раза - до 53,1 млн долл. по сравнению с 15,65 млн долл. годом ранее, - констатирует Дмитрий Конторщиков, старший аналитик ИК "Вестига". - Выручка за первое полугодие выросла на 25,4% и достигла 721,4 млн долл. против 575,3 млн долл. годом ранее. Валовая прибыль за этот же период составила 166,48 млн долл., что на 55,7% больше аналогичного показателя за тот же период 2008 г., составившего 106,91 млн долл. Операционная прибыль - 70,18 млн долл., что в 2,6 раза больше аналогичного показателя 2008 г., составившего 27,05 млн долл. Общая стоимость активов компании за первое полугодие 2009 г. выросла на 6,2% и составила 2,528 млрд долл., тогда как на 31 декабря 2008 г. стоимость активов составляла 2,379 млрд долл". "Отчетность пока еще демонстрирует смешанную картину, - спорят Денис Барабанов и Андрей Толстоусов, аналитики ИК "Грандис Капитал". - С одной стороны, выручка растет за счет роста заказов со стороны энергетической отрасли, но в то же время компания пока еще не может похвастаться высокой рентабельностью. Однако для нас очевидно, что при сохранении текущего тренда в энергетике "Силовые машины" имеют все шансы на прогресс".

"После начала реформирования электроэнергетики, предполагающего масштабную модернизацию отрасли, предприятия энергетического машиностроения стали относиться к одним из наиболее защищенных от кризиса", - резюмирует Михаил Лямин, аналитик Банка Москвы. Именно электроэнергетика, отрасль, прошедшая реформу, оказывается самой успешной среди машиностроительных отраслей, по другим отраслям риском остается повышенное внимание государства ("консолидация активов").