"Время мостов-долгостроев осталось в прошлом и никогда больше не вернется", - с полным основанием заявил вице-премьер Сергей Иванов на недавней церемонии открытия первой очереди мостового перехода через Волгу в Волгограде.
Это было в позапрошлую субботу. А уже менее чем через неделю, в минувшую пятницу, под Саратовом была открыта вторая очередь еще одного нового моста через Волгу. В начале ноября на волжских берегах ожидается третье по счету за нынешнюю осень торжество: будет сдан в эксплуатацию уникальный по сложности и примененным технологиям мостовой переход в Ульяновске.
С учетом этого графика, который до сих пор считался "кризисным", осень 2009 года по праву может считаться своеобразным бенефисом отечественных мостостроителей, и прежде всего саратовской компании "Волгомост", имеющей самое непосредственное отношение ко всем трем объектам. Волжские мостостроители, которые входят в самарскую Группу компаний СОК, не только успешно справились с грандиозными задачами по возведению мостовых переходов через самую широкую и своенравную реку в Европе, но и сумели завершить работы раньше сроков, сэкономив при этом значительные бюджетные средства.
"Волгомосту" достались едва ли не самые сложные направления в мостостроительстве. Как отметил Сергей Иванов, все началось с того, что в 2005 году была принята федеральная программа по ликвидации недостроев, и на момент ее начала в стране насчитывалось целых 17 недостроенных мостов. С тех пор большинство из них благодаря эффективному взаимодействию государства и бизнеса уже удалось ввести в эксплуатацию.
Однако волжские мосты в отраслевой практике - случай особый. В среднем течении и особенно низовьях великой русской реки что ни мост, то континентальный рекорд. Например, построенный еще 40 лет назад мостовой переход через Волгу от Саратова до Энгельса долгое время считался самым грандиозным из подобных сооружений в Европе.
Несколько лет назад к профессиональному опыту саратовских специалистов добавилась хозяйственная инициатива частного бизнеса. Тандем саратовской мостостроительной компании и ее основного акционера Группы СОК оказался востребован в крупнейших отраслевых инфраструктурных проектах. Так, за последние годы на счету мостовиков целый список объектов, возведенных по самым современным технологиям. В их числе мост Миллениум через реку Казанка в Татарстане, который стал визитной карточкой Казани к ее недавнему 1000-летнему юбилею, а также мостовой переход через пограничную реку Кигач, соединивший российский и казахстанский берега.
Но самым масштабным проектом, который был поручен мостостроителям, стало завершение волжских долгостроев. Так, решение о строительстве моста через Волгу в Ульяновске было принято еще в далеком 1981 году, первые строительные работы начались в 1986-м. Затем объект на долгие годы в силу непростой экономической ситуации оказался "заморожен". Схожая судьба и у нового моста в Саратове, возведение которого началось в 1991-м, а затем было приостановлено "до лучших времен".
Полтора десятилетия дожидались столь необходимого городу-миллионеру современного мостового перехода через Волгу и в Волгограде. Для того чтобы сдвинуть долгострой на Волге, вначале потребовалась государственная принципиальность. В 2006 году после соответствующего поручения главы государства, заявившего о приоритетности инфраструктурных проектов для экономики страны, финансирование мостостроительных работ на волжских берегах возобновилось в полной мере. Созидательному импульсу, который был задан частному бизнесу, не смог помешать и разыгравшийся кризис.
Когда в минувшем апреле министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил о том, что правительство окажет поддержку строительству мостовых переходов через Волгу в Саратовской области, Волгограде и Ульяновске, ожидая в ответ сдачу объектов в эксплуатацию в ближайшее время, многие эксперты не спешили разделять такой антикризисный оптимизм. Однако генеральный директор основного подрядчика на строительстве волжских мостов "Волгомост" Юрий Гурьянов ответил по-военному четко: "Мы хорошо понимаем особую важность возложенных на нас задач и делаем все возможное для их качественного и своевременного выполнения". Тогда же были заявлены и сроки сдачи объектов - максимум четвертый квартал этого года.
Первый из волжского списка мост в Волгограде, открытый в присутствии членов правительственной комиссии, имеет надводную протяженность 7,11 километра при общей протяженности мостового перехода 29,83 километра.
Вторая очередь нового моста через Волгу под Саратовом имеет общую длину 12,7 километра, состоит из руслового моста, дамб и нескольких мостов через волжские протоки. Причем, как отмечают эксперты, новый саратовский мост, который включен в программу минтранса по развитию транспортной системы России, благодаря применению новейших технологий сдан на 2 года раньше первоначально установленного срока. При этом специалисты "Волгомоста" сэкономили бюджету страны 400 миллионов рублей. По словам представителя минтранса, "по многим показателям этот и другие новые объекты "Волгомоста" превосходят аналогичные сооружения в Европе".
Особая функция у моста через Волгу в Ульяновске. Этот мостовой переход длиной 5,85 километра, а с учетом подъездных участков - около 13 километров, станет важнейшей составной частью крупного инфраструктурного проекта "Волжский транзит", который в перспективе соединит новой федеральной трассой центр России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.
Объект настолько сложный, что строят его сразу несколько мостовых организаций. Ульяновский мост будет двухъярусным: по верхнему с одного волжского берега на другой смогут проезжать до 30 тысяч автомобилей в сутки. Нижний ярус будет предназначен для движения общественного транспорта. При строительстве ульяновского объекта "Волгомост" также добился значительного сокращения бюджетных затрат - более чем на 1 миллиард рублей.
Часть секретов успешной работы "Волгомоста" состоит в применении особых, разработанных самими же волжскими мостостроителями технологий, анализу которых, к слову сказать, недавно посвятил целый выпуск специализированный британский журнал. Так, применяя уникальную технологию, мостовики поднимают пролетные строения длиной 220 метров и весом четыре с половиной тонны с воды на опоры высотой 40 метров.
Однако инновационная формула соединения волжских берегов едва ли сработала бы столь эффективно без опоры на сложившийся опыт частно-государственного партнерства в мостостроительной отрасли. И этот опыт акционеры саратовской компании готовы и впредь развивать как на воде, так и на суше, прокладывая мосты к новым рубежам роста отечественной экономики.