В городе Тырныаузе будут строить многофункциональный спортивно-туристический комплекс.
Проект "Эльбрусское ожерелье" рассмотрен на совете при президенте КБР по инвестициям. На заседании отмечалось, что новый комплекс должен стать достойной заменой местному горно-обогатительному комбинату, который на протяжении многих лет был градообразующим предприятием целого района.
Однако в связи с изменившейся стратегической обстановкой спрос на его изделия упал. Предприятие оказалось не у дел. Попытки реанимировать ГОК совершались неоднократно, но безуспешно.
- Мы несколько лет пытались найти инвестора для комбината. Уже была договоренность с японскими предпринимателями. К сожалению, кризис помешал нашим планам, - отметил глава республики Арсен Каноков. - Поэтому нам импонирует идея превратить Тырныауз из промышленного в курортный город европейского уровня.
Проект "Эльбрусское ожерелье" предполагает строительство в Тырныаузе спортивного комплекса и восьми канатных дорог. Место на высоте 1500 метров над уровнем моря выбрано. Специалисты называют это оптимальной высотой для подготовки сборных команд по олимпийским видам спорта.
На плато Шхай-ты, в центре Тырныауза, планируется построить 25-этажный гостиничный комплекс, на территории которого разместятся 50-метровый бассейн, ледовый каток с трибунами на одну тысячу мест, спортивные залы и площадки для занятий как зимними, так и летними видами спорта.
Канатные дороги общей протяженностью более 100 километров построят на склонах Баксанского ущелья. Здесь же появятся около 300 километров горнолыжных трасс для круглогодичного катания. Как сообщили создатели проекта, это в семь раз больше, чем сегодня имеется в Приэльбрусье.
Инициатор проекта Хизир Макитов назвал стоимость всех работ - порядка 22 миллиардов рублей. Реализация планов позволит трудоустроить более трех тысяч местных жителей. Инвестиции готовы предоставить швейцарские, голландские и южнокорейские компании.
В планы обустройства Приэльбрусья входят также строительство международного аэропорта, рассчитанного на 15 миллионов пассажиров в год, шестиполосной автотрассы в Баксанском районе, сети гидроэлектростанций на реке Баксан, бизнес- и дистрибьюторских центров и жилых комплексов.
Правда, некоторые эксперты высказывают сомнения в обоснованности этих планов. Особенно касательно аэропорта. Достаточно сказать, что в ЮФО действуют значительно более крупные воздушные гавани, занимающие выгодное географическое положение и располагающие развитой инфраструктурой. Но даже они не могут перевозить более полутора миллионов пассажиров в год.
Кстати
Совет по инвестициям принял решение после представления всех необходимых документов выделить под реализацию проекта в Эльбрусском районе земельный участок площадью 18 гектаров.