Что гонит вверх российские цены? Виноваты ли в этом посредники и можно ли их урезонить? Ответы на эти вопросы искали вчера эксперты на заседании "Меркурий-клуба".
Само по себе посредничество - это, по сути дела, инфраструктура, без которой не может существовать рыночная экономика, сразу пояснил президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков.
Но тут же оговорился: не надо смешивать функции посредничества и те формы, которые оно принимает порой в нашей стране. В России доля посредников на пути товара к потребителю иногда значительно больше, чем во всем мире. И нередко посредники фактически сращиваются с бюрократическим аппаратом, что ведет к повышению цен на товары, которые закупаются государством. Например, в Западной Европе напрямую в торговлю поступает до 60 процентов товаров, в США - 80 процентов, в Россию - всего 15 процентов, подсчитал Примаков.
На рынке лекарств, по его словам, у нас работает более 2 тысяч дистрибьюторов, тогда как в развитых странах их - единицы. И понятно, что, пока товары проходят через всю эту цепочку, они становятся дороже. Доля оптовой наценки, говорит Примаков, на поставки в розничную торговлю в России составляет 8-10 процентов, в других странах - 1-2 процента. По мнению президента ТПП, в каком-то смысле исправить ситуацию мог бы готовящийся законопроект о госрегулировании в торговле. Но пока споры вокруг него еще не закончены.
Между тем некоторые эксперты разделили посредников на "полезных" и "паразитов". Первые помогают производителям наладить связи с крупными розничными сетями, организуют доставку товаров из одного региона в другой, способствуют небольшим производителям пробиться на соседние рынки, говорит замминистра промышленности и торговли, статс-секретарь Станислав Наумов. А "паразиты" гонят вверх цены, увеличивая собственную маржу. Кстати, во время обсуждения законопроекта о торговле жаркие дискуссии разгорелись как раз вокруг того, кому достается большая часть накрутки - рознице или оптовикам-посредникам, напомнил Наумов. Но дал понять, что министерство бороться с полезными посредниками не собирается. Наоборот, в Стратегии развития торговли до 2015 года, минпромторг впервые попытался спрогнозировать сценарии развития оптовой торговли в нашей стране, рассказал Наумов.
Что же касается некоторых предложений внести в законопроект ограничения по торговым наценкам, то эта идея может нанести и вред, считают многие эксперты. Главная проблема - это рост цен в нашей стране, который идет даже независимо от того, находится ли экономика в фазе подъема или спада, говорит директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. Среди стран "двадцатки" двузначная инфляция только в России, а во многих государствах из-за кризиса наблюдается дефляция, напоминает он. Но основная причина такого положения дел - это то, что в России очень мало продавцов и производителей. И все они имеют возможность для сговоров, замечает Гринберг. Или, как образно выразился другой участник дискуссии: "У нас производится одна рубашка, купить которую желают сразу шесть человек". Иными словами, российские проблемы коренятся в отсутствии конкуренции и монополизме. А значит, с ними и нужно бороться. Что же касается механизмов для снижения цен и социальной защиты населения, то тут, по словам Гринберга, существуют два способа.
Первый - это субсидирование производства определенного круга базовых продовольственных товаров. В таком случае ценообразование остается рыночным, а государство поддерживает товаропроизводителя. Второй способ - выдача субсидий потребителям, введение так называемых колбасных или хлебных дотаций. Но такой способ хорош только в том случае, если количество обездоленных в стране невелико, замечает эксперт. В России также существует опасность, что выделенные государством деньги граждане потратят не на хлеб и колбасу. Для нашей страны, особенно для некоторых регионов, полагает Гринберг, вполне может понадобиться введение первого способа, то есть поддержки товаропроизводителя.