В Екатеринбурге набирает обороты скандал, связанный с многочисленными фактами уничтожения памятников культуры в центре города.
Поводом послужило недавнее исчезновение на набережной в центре Екатеринбурга "усадьбы Ощепкова" (конец XIX века). В 2006 году Фонд имущества области выставил на торги особняк, от которого остались только стены, вместе с земельным участком по начальной цене в три миллиона рублей. Объект госсобственности "ушел с молотка" за пять миллионов - по цене квартиры в центре города. Согласно договору купли-продажи покупатель брал на себя обязательство восстановить руинированный особняк не позднее первого октября нынешнего года. Оговаривалось, что при несоблюдении сроков облминкультуры вправе расторгнуть этот договор.
Памятник исчез с лица земли, на его месте покупатель, ООО "Иленд", возвел торгово-офисный центр. Сейчас этот центр выставлен на продажу за 430 миллионов рублей.
- По поводу этой подозрительной сделки мы обратились к председателю правительства и прокурору области, - сообщил "РГ" депутат облдумы Андрей Альшевских, который вместе со своими коллегами-депутатами поднял вопрос об уничтожении городских памятников культуры на последнем заседании регионального парламента. - Специалисты Роснедвижимости только участок оценивают в 31,657 миллиона рублей. Почему же он был продан почти в десять раз дешевле? Здание до сих пор не восстановлено, условия соглашения не выполнены. И облправительство как можно быстрее должно инициировать процесс расторжения сделки, вернуть земельный участок в госсобственность.
В облмингосимущества поясняют, что дешевизну практикуют в случаях продажи полуразрушенных памятников, "но при этом обязательным условием является требующее значительных затрат восстановление зданий на новом месте", и подчеркивают, что, если застройщик отказывается добровольно заняться восстановлением, то за утрату объектов культурного наследия ему придется ответить в суде.
- В качестве примера можно говорить о восстановлении погреба-ледника из усадьбы Фальковского, который был утрачен при строительстве бизнес-центра "Антей", а позже, по решению суда, воссоздан, - заявил пресс-секретарь министерства Николай Белков.
Уникальный с точки зрения инженерного решения погреб пал первой жертвой точечной застройки центра Екатеринбурга. Его уничтожение вызвало протест общественности - и первое судебное разбирательство. Согласно решению суда, он должен быть восстановлен еще в ноябре 2007 года. Однако этого не произошло, как бы ни заблуждались в министерстве на этот счет. Первый же и единственный случай переноса памятника культуры в Екатеринбурге - деревянного дома в стиле модерн - имел место еще в 1995 году.
Сейчас в Арбитражном суде Свердловской области рассматривается иск облмингосимущества к застройщику о "воссоздании" двух неоклассических особняков XIX века, разрушенных при строительстве бизнес-центра "Онегин". Их даже не продавали по дешевке - просто неизвестные, которых органам охраны правопорядка так и не удалось отыскать, снесли оба здания в ночь на двенадцатое января 2006 года.
В случае с "усадьбой Ощепкова", по мнению депутатов облдумы, необходимо поторопиться, поскольку подобная почти "законная" схема применялась уже неоднократно. Полуразрушенный памятник продается "в нагрузку" к земельному участку в центре города - недорого, но с условием "воссоздания". Старинное здание сносится, на его месте вырастает офисный или торговый центр, который продается с неплохой "добавочной стоимостью". Добросовестный покупатель центра уже избавляется от "обременения", а продавец, имеющий обязательство перед государством в части восстановления культурного наследия, просто исчезает или объявляет себя банкротом.
Юрий Курашов, начальник управления госохраны объектов культурного наследия минкультуры Свердловской области:
- По закону об объектах культурного наследия, выдать разрешение на перенос памятников может только правительство России. Но практики такой нет, механизм выдачи разрешений не разработан. Поэтому фактически сложилась ситуация, при которой все решает компромисс с органами власти на местном уровне. И застройщики, и чиновники лукавят, когда говорят о "воссоздании" объектов культурного наследия. Таких прецедентов не было - речь идет о банальном сносе памятников, поскольку "воссозданные", новые здания таковыми уже не являются.